Прибор для проверки охлаждающей жидкости - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Прибор для проверки охлаждающей жидкости

Ареометр для антифриза : проверять, а не доверять

Качественный антифриз отводит избытки тепла от двигателя; защищает систему от коррозии и кавитации; не замерзает на морозе и не кипит при температурах выше 100 °С. Провести качественный анализ антифриза своими силами не получится, для этого нужно отправлять пробу в лабораторию.

Однако приблизительную температуру замерзания антифриза можно узнать самостоятельно. Для этого нам потребуются приборы: рефрактометр или ареометр. Рефрактометр измеряет показатель преломления в среде. Ареометр определяет плотность жидкости.

Преломление и плотность — эта два косвенных показателя, по которым можно выяснить концентрацию антифриза (соотношение воды и гликоля). Именно от концентрации зависит поведение антифриза при низких и повышенных температурах.

В данной статье мы рассмотрим принцип работы ареометра для антифриза и ответим на вопрос, можно ли доверять этому прибору?

Устройство классического ареометра для антифриза и электролита

принцип работы
АРЕОМЕТРА ДЛЯ АНТИФРИЗА

Ареометр — это прибор, известный с древности. С его помощью можно определить плотность вещества. В классическом виде он представляет собой утяжеленный стеклянный поплавок с градуировочной шкалой. Поплавок опускают в жидкость, и, когда он фиксируется на определенном уровне, снимают показания по шкале плотности. Существует много типов ареометров, которые откалиброваны под разные жидкости: спиртометры, лактометры, солемеры и др.

Главное достоинство ареометров для антифризов — их цена и доступность. В отличие от тех же рефрактометров, ареометры продаются практически в любом автомагазине и стоят копейки. Точность измерений, произведенных таким прибором, очень приблизительная. Показания измерения температуры замерзания варьируются в пределах 5–10 °C.

Как правило, ареометры для антифризов определяют температуру замерзания в пределах от −5 до −45 °С. Жидкости с более низкими температурами замерзания, предназначенные для полярных районов, проверить не получится.

Еще один недостаток: подавляющее большинство ареометров для антифризов откалиброваны для этиленгликолевых традиционных ОЖ с минеральным пакетом присадок (например, для классического ТОСОЛа). Современные составы антифризов с карбоксилатными присадками сильно отличаются от ТОСОЛа по плотности. Также отличаются по плоности пропиленгликолевые антифризы. И измерения будут неточными.

Таким образом, ни о каком серьезном анализе речи не идет, однако приблизительное представление о температуре начала кристаллизации антифриза получить можно.

погрешность ареометра для антифриза

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
АРЕОМЕТРОМ ДЛЯ АНТИФРИЗА

Автомобильные ареометры бывают разных модификаций. По умолчанию у них есть градуировка под температуру замерзания антифриза. Классические стеклянные ареометры, как правило, еще можно использовать для замеров плотности аккумуляторного электролита. Некоторые приборы имеют шкалу с температурами кипения антифриза.

Современный ареометр показывает температуры замерзания и кипения

Классический ареометр показывает плотность антифриза и электролита

Автомобильные ареометры любого типа спроектированы таким образом, чтобы токсичные жидкости случайно не попали на кожу или в глаза. С помощью резиновой груши (баллона для закачки) антифриз набирается в колбу или непосредственно в пластиковый корпус, в зависимости от типа прибора.

Перед тем, как брать пробу на анализ, нужно убедиться в том, что ареометр для антифриза чистый и не содержит следов предыдущих испытаний. Если есть загрязнения, промываем прибор в мыльной воде и ждем высыхания 5–10 минут. После этого промываем ареометр исследуемой ОЖ, и после этого можно приступать к тестированию антифриза.

Для того, чтобы взять пробу, сжимаем грушу и опускаем резиновый наконечник пробки в охлаждающую жидкость. После этого разжимаем грушу, и антифриз заполняет колбу (корпус). Если вы используете традиционный ареометр со стеклянной колбой, то линия соприкосновения антифриза с поплавком показывает температуру замерзания. В современных ареометрах есть специальный подвижный указатель, который отмечает значения на шкале. Все готово, можно снимать показания. Сливаем охлаждающую жидкость и промываем ареометр.

Важно! Проводить имерения ареометром для антифриза необходимо при температуре воздуха 20 °С. При других температурах показания прибора будут искажаться.

Температура замерзания — это одно из основных, но не первостепенное свойство антифриза. Гораздо важнее то, насколько эффективно ОЖ отводит избытки тепла от двигателя. Также немаловажны антикоррозионные и антикавитационные характеристики.

Однако многие автовладельцы ошибочно отождествляют качество антифриза с его низкотемпературными свойствами. Интернет завален статьями «экспертов», которые проверяют ОЖ самостоятельно, отмечают с помощью ареометров или рефрактометров хорошую температуру замерзания, бросают в пробу жидкости щепотку соды и в целях рекламы предлагают менять антифриз каждый год или не менять до второго пришествия.

Мы напоминаем: для того, чтобы на самом деле понять, отвечает антифриз заявленному производителем качеству, нужно отправлять пробы рабочей жидкости в сертифицированные лаборатории. Там антифриз протестируют по всем показателям и выдадут экспертное заключение. Впрочем, это не уменьшает значения самостоятельных проверок антифриза. Визуальные осмотры на предмет загрязнения, замеры с помощью ручного рефрактометра или ареометра для антифриза могут выявить проблему в случае серьезного отклонения показателей от нормы.

Ареометр — дешевый и несложный прибор, с помощью которого можно получить приблизительное представление о температуре замерзания ОЖ. Сами по себе его показания не очень точные, однако его можно использовать в полевых условиях как дополнительный этап тестирования антифриза наряду с рефрактометром.

Диагностика системы охлаждения

Сортировать по: Цене Артикулу

  • Артикул: VR50887
  • Производитель: VERTUL
  • ID основного раздела: 469
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: VR50180
  • Производитель: VERTUL
  • ID основного раздела: 74
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: EQ-000017
  • Производитель: Licota
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: NORDBERG 501
  • Производитель: Nordberg
  • ID основного раздела: 469
  • Гарантия: 1 год

  • Артикул: 103-40009C
  • Производитель: Мастак
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: 103-40002
  • Производитель: Мастак
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: ATP-2185
  • Производитель: Licota
  • ID основного раздела: 469
  • Применяемость: Универсальные
  • Гарантия: 1 год

  • Артикул: 103-40018C
  • Производитель: Мастак
  • ID основного раздела: 74
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: LF-0250DI
  • Производитель: Licota
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: JTC-4842A
  • Производитель: JTC
  • ID основного раздела: 469
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: ATP-2188
  • Производитель: Licota
  • Применяемость: BMW & MINI / Mercedes-Benz / VAG (VW, Audi, Skoda, Seat)

  • Артикул: 103-40105C
  • Производитель: Мастак
  • Применяемость: Универсальные

  • Артикул: 103-40003C
  • Производитель: Мастак
  • ID основного раздела: 74
  • Применяемость: Универсальные
  • Каталог
  • О компании
  • ПОКУПАТЕЛЯМ
  • Доставка и Оплата
  • ЛИЗИНГ И КРЕДИТ
  • Сервисная служба
  • Аренда специнструмента
  • Контакты

Вся представленная на сайте информация, касающаяся цен, условий поставки и обслуживания оборудования носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

Чтобы проверить систему охлаждения двигателя и ее узлы на работоспособность, совсем необязательно сливать тосол и выполнять разборку. Описанная в статье методика диагностики позволяет установить неисправность термостата, датчиков указателя температуры и вентилятора радиатора по показаниям температуры охлаждающей жидкости. Преимущества этого алгоритма проверки – простота, быстрота, наглядность, точность и доступность.

Зачем проверять систему охлаждения двигателя?

Несмотря на сравнительную простоту и надежность охлаждающей системы автомобиля, с ней довольно часто возникают проблемы. Среди наиболее распространенных можно отметить следующие неисправности:

  1. Двигатель, судя по показаниям на приборной панели, перегревается. При этом радиатор сравнительно «холодный» (вентилятор, соответственно, не включается).
  2. Двигатель перегревается (опять же, на это указывает стрелка в салоне), радиатор горячий, но вентилятор не включается.
  3. Двигатель долго прогревается.
  4. В холодное время года двигатель практически никогда не выходит на рабочую температуру.
  5. Плохо греет печка в салоне.

Причину любой из перечисленных проблем на самом деле можно легко вычислить, даже не разбирая систему охлаждения. Но об этом ниже.

Устройство и работа системы охлаждения

Сначала же, как говорится, не лишним будет немного «покурить матчасть». Ведь не зная устройства и принципа работы системы охлаждения, пытаться понять причину той или иной ее неисправности – занятие неблагодарное и практически бесполезное. Конечно, всегда можно не глядя заменить термостат, датчик температуры или включения вентилятора. Эти детали на фоне других запчастей для автомобиля сравнительно недорогие, а их замена реально помогает устранить почти все описанные выше проблемы.

Читайте также  Каким прибором измеряют заземление?

Но если такой ремонт вам не по душе, и вы хотите понимать, что и зачем вы делаете, то придется ко-что изучить. В классическом исполнении система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из следующих узлов:

  • малый контур;
  • большой контур;
  • термостат;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • основной радиатор;
  • вентилятор радиатора и датчик его включения;
  • печка;
  • помпа;
  • расширительный бачок.

Рассмотрим коротко все эти компоненты, и как они работают в автомобиле все вместе.

Малый и большой контуры

Малым контуром системы охлаждения считается та ее часть, в которую входит водяная рубашка двигателя, помпа, датчик температуры и радиатор печки в салоне. От большого контура малый отделен термостатом. Если система охлаждения исправна, то находящаяся в ней жидкость до выхода на рабочую температуру циркулирует только по малому контру. Она отбирает тепло от цилиндров двигателя, проходит мимо термостата, и через датчик температуры прокачивается помпой в радиатор печки. Далее цикл повторяется по кругу.

Так система охлаждения работает до тех пор, пока жидкость не прогреется до рабочей температуры. Когда этот момент наступает, начинает срабатывать термостат. По мере повышения температуры он приоткрывается, пропуская часть охлаждающей жидкости в большой контур. Он состоит из основного радиатора, вентилятора, и датчика, который отвечает за его включение.

Термостат

Разделяет малый и большой контуры системы охлаждения. По сути, является клапаном, который плавно открывается или закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в малом контуре. Пока двигатель не прогреется, термостат закрыт. Благодаря этому ускоряется выход на рабочую температуру – холодный двигатель быстрее прогревается, а также раньше начинает греть печка в салоне.

Когда температура двигателя начинает превышать нормальное значение, термостат начинает приоткрываться. Жидкость частично начинает прокачиваться помпой через большой контур. Проходя через основной радиатор, она остывает и возвращается в малый контур. Благодаря этому процессу поддерживается рабочая температура жидкости в рубашке двигателя.

У термостата бывает две основные неисправности – его заклинивает либо в закрытом, либо в открытом положении. В первом случае при достижении определенного температурного порога охлаждающая жидкость не может пройти к радиатору, из-за чего двигатель перегревается. Когда термостат всегда открыт, антифриз постоянно циркулирует по большому контуру. В результате двигатель долго прогревается, при движении не выходит на рабочую температуру, а также плохо греет печка в салоне.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Установлен в малом контуре. Измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает показания на приборную панель. Нужен для того, чтобы у водителя была информация о текущем температурном режиме двигателя – прогрелся ли он, вышел ли на рабочую температуру, не перегревается ли, и так далее.

При неисправном датчике (если все остальное работает нормально) с двигателем ничего страшного не случится. Поломок, как правило, бывает две. Первая – полный выход из строя. В таком случае стрелка на приборной панели не меняет своего положения, и у водителя нет никакой информации о температурном режиме двигателя. Вторая поломка – это когда датчик «врет». Это означает, что температура охлаждающей жидкости по факту нормальная, а стрелка на приборке зашкаливает. И наоборот – жидкость почти кипит, но стрелка показывает норму.

Основной радиатор

Нужен для охлаждения тосола. В процессе движения обдувается встречным потоком воздуха, за счет чего осуществляется отвод тепла. После прохода через радиатор охлажденная жидкость возвращается обратно в малый контур. Неисправностей бывает две. Первая – нарушение герметичности. Вторая – засорение сот, в результате чего ухудшается охлаждение. Обе неисправности определяются визуально без каких-либо приборов, потому в детальном описании не нуждаются.

Вентилятор радиатора и датчик его включения

Когда автомобиль стоит или едет медленно (например, в пробке, в горку или по плохой дороге), естественного обдува нет, или его не хватает. В такой ситуации жидкость охлаждается при помощи вентилятора. Его работой управляет датчик, который подает соответствующие сигналы на реле. В некоторых автомобилях такого датчика нет. Вентилятор соединен с двигателем через так называемую «вискомуфту», которая заставляет его вращаться по мере увеличения температуры.

Также существуют двигатели, на радиаторах которых установлены два вентилятора с двумя независимыми датчиками. Первый срабатывает, например, при температуре 90-100°C, второй – уже при 100-110°C.

Как правило, чаще всего встречается две поломки этого узла. Первая – выход из строя вентилятора, в результате чего он не включается при достижении критической температуры. Вторая поломка – выход из строя датчика или реле. Результат аналогичный.

Печка

Представляет собой небольшой радиатор, расположенный в салоне под фронтальной панелью. Обдувается отдельным вентилятором, который забирает воздух с улицы, и нагнетает его через подсоединенный к малому контуру радиатор в салон автомобиля. Когда подогрев не нужен, поток воздуха, нагнетаемого вентилятором в салон, направляется мимо этого радиатора. Если печка плохо греет, то либо охлаждающая жидкость не прогревается до рабочей температуры, либо радиатор в салоне загрязнен.

Помпа

Представляет собой насос, который принудительно прокачивает охлаждающую жидкость по системе. Помпы бывают электрические и с механическим приводом. Выход из строя этого узла очень опасен, так как приводит к моментальному перегреву двигателя. Охлаждающая жидкость может и сама циркулировать, как в системе отопления дома или квартиры, но этого недостаточно для эффективного отвода тепла от цилиндров.

Расширительный бачок

Выполняет две функции. Во-первых, в расширительный бачок заправляется система охлаждения. Во-вторых, по мере увеличения температуры в него сбрасывается излишек жидкости, который образуется в результате теплового расширения и увеличения объема.

Простая методика проверки системы охлаждения без разборки

Теперь рассмотрим методику проверки системы охлаждения двигателя на примере поиска причин, описанных в самом начале статьи неисправностей. Все, что понадобится для такой диагностики, это мультиметр с функцией измерения температуры, укомплектованный выносной термопарой. Стоят такие приборы сегодня всего пару долларов, да и есть, наверное, уже у всех автолюбителей.

Неисправность №1. Двигатель перегревается (судя по стрелке), но радиатор «холодный»

Теоретически причин для такой неисправности может быть две. Первая – термостат заклинило в полностью закрытом положении. Вторая – «врет» датчик температуры охлаждающей жидкости. Вычислить «виноватого» можно следующим образом.

Сначала термопара мультиметра закрепляется на входном патрубке в непосредственной близости к радиатору. Делается это при помощи обычной изоленты или скотча. Чтобы повысить точность прибора, термопара должна быть примотана к патрубку максимально герметично. Важно, чтобы это был входной патрубок. Определить его можно и без приборов – глянуть в руководстве по эксплуатации, либо попробовать его на ощупь (он всегда теплее выходного).

Двигатель запускается и прогревается до того момента, когда стрелка на приборной панели начинает «зашкаливать». Если температура на входном патрубке до этого момента намного ниже от рабочей, то вентилятор радиатора точно не виноват. Неисправен либо термостат, либо датчик температуры. Первый, скорее всего, заклинило в закрытом положении, второй – может врать. Дальше описано, как это определить.

Температуру срабатывания вентилятора также можно подсмотреть в руководстве. Обычно она находится в районе 95-110°C.

Неисправность №2. Двигатель перегревается (судя по стрелке), радиатор горячий, а вентилятор молчит

В таких случаях далеко не всегда виноват вентилятор, датчик и реле его включения. Встречаются «умельцы», которые не разобравшись, решают подобную проблему путем вывода в салон кнопки, принудительно включающей вентилятор радиатора. Ориентируясь по стрелке в процессе движения, водитель видит, что двигатель якобы закипает, и включает вентилятор принудительно.

На самом деле достаточно часто такая проблема возникает из-за неисправности датчика температуры, который подает сигналы на стрелку приборной панели. То есть, температура охлаждающей жидкости на самом деле находится в пределах нормы, но стрелка уходит за пределы шкалы. Соответственно, вентилятор и не должен включаться. Проверить это достаточно просто.

Читайте также  Прибор для измерения давления газа в сосуде

Термопара закрепляется недалеко от термостата, и двигатель прогревается до того момента, когда стрелка начинает зашкаливать. Если фактическая температуры охлаждающей жидкости при этом, заметно ниже критической (например, градусов 70-80), то датчик температуры врет.

Неисправности №3 и №4. Двигатель долго прогревается и не выходит на рабочую температуру

Опять же, вероятная причина таких неисправностей не всегда одна. Первое, на что можно подумать, когда стрелка на приборной панели неохотно поднимается вверх, это на термостат. Когда его заклинивает в открытом положении, жидкость постоянно циркулирует по большому контуру, и из-за этого долго прогревается. Во многих случаях она никогда не выходит на рабочую температуру. Как убедиться, что термостат заклинило, не снимая его, и не сливая тосол из системы?

С помощью того же мультиметра с термопарой. Она закрепляется на патрубке вблизи термостата, после чего двигатель запускается и прогревается несколько минут. Если стрелка на приборке чуток поднялась и застыла, а реальная температура не подымается до рабочей нормы (85-100°C), то неисправен термостат. Он постоянно открыт. Подтвердить это можно, если сравнить температуру патрубков до термостата, и после него. Она будет одинаковой. По этой же причине, возможно, возникает неисправность №5 – плохо греет печка.

Если же стрелка на приборной панели не поднимается, но по факту температура охлаждающей жидкости достигла рабочих показаний, то виноват не термостат, а датчик. Тот, который подает сигналы на стрелку.

Завершение

В завершение остается только добавить, что, если измерения фактической температуры показывают реальный перегрев двигателя, но вентилятор радиатора все равно не срабатывает, то виноват последний. Чтобы устранить неисправность, сначала проверяется сам вентилятор. Для этого он запитывается напрямую от 12 В. Если при прямом подключении вентилятор нормально работает, то менять надо датчик или реле его включения.

Что такое плотность антифриза и как её проверить своими руками

В процессе обслуживания автомобилей владельцам приходится периодически менять некоторые расходники, а также проверять их текущее состояние. Это даёт понять, пора ли уже сливать ту или иную жидкость, либо она ещё сможет нормально прослужить некоторое время.

К числу важнейших жидкостей в автомобиле смело можно отнести антифриз. Он же охлаждающая жидкость или просто ОЖ.

Помимо слива и замены антифриза, часто автомобилисты проводят проверку плотности. Не все понимают, зачем это делать и как выполнять подобную процедуру.

Зачем нужно проверять плотность

Сама по себе проверка показателей плотности используемого антифриза для охлаждения двигателя не отличается сложностью. С ней может справиться даже новичок.

Другой вопрос, зачем вообще это делать.

Плотностью ОЖ является характеристика, которая отражает процентное содержание спирта (этиленгликоля) в составе рабочей жидкости. И плотность непосредственно влияет на температуру, при которой начнётся процесс кристаллизации, то есть замерзания.

В этом случае тосол и антифриз можно рассматривать как идентичные жидкости.

Нужно разобраться с тем, как плотность влияет на температуру замерзания охлаждающей жидкости. Для обычной дистиллированной воды плотность составляет 1. При этом замерзать она будет уже при 0 градусов Цельсия. Это общеизвестный факт.

Но если разбавить воду с этиленгликолем, тогда плотность составит уже больше 1 (около 1,071 г/см³). Даже при таком, казалось бы, незначительном изменении, температура замерзания будет около -40 градусов Цельсия.

В случае с антифризом не работает принцип, при котором увеличение количества этиленгликоля в составе ОЖ повышает температуру замерзания.

То есть максимально низкий порог замерзания достигается только за счёт определённых пропорций. При увеличении процентного содержания этиленгликоля в антифризе полученная смесь будет замерзать при меньшей температуре.

Именно из-за этого и проводится проверка плотности. Причём проверять рекомендуют уже используемую в системе охлаждения жидкость, а также ту, которая приобретается в магазине. Это даст понять, в каком состоянии находится ОЖ в авто, или что будет заливаться на замену, насколько данный антифриз подойдёт.

В основном решается проблема именно недостаточной плотности. Хотя не исключено, что проверка может показать и превышение рекомендуемого соотношения воды и спирта. Обе ситуации нежелательные, поскольку они ведут к возможному замерзанию ОЖ во время сильных морозов.

Методы проверки

Есть несколько вариантов, как можно проверить плотность у антифриза своими руками. Причём такие процедуры легко выполнить в домашних или гаражных условиях.

Перед тем как измерить текущую плотность антифриза, следует определиться с используемым способом. Каждый из них предполагает наличие определённых приспособлений.

Чтобы проверить актуальную плотность антифриза в домашних условиях, можно воспользоваться:

  • ареометром;
  • рефрактометром;
  • народными методами.

При таких измерениях плотности у антифриза автомобилист узнает текущее состояние жидкости и примет решение о дальнейших действиях с ней.

Ареометр

Проще всего проверить текущую плотность залитого или купленного антифриза именно ареометром.

Это доступный прибор для измерения, чётко отражающий значения плотности автомобильного антифриза. Приобрести его можно в любом магазине автозапчастей. Покупка обойдётся в крайне скромную сумму.

Теперь коротко о том, как можно замерить плотность у антифриза с помощью обычного ареометра:

  • возьмите прибор в руку;
  • погрузите его в ёмкость с жидкостью;
  • с помощью груши наберите немного вещества в колбу;
  • посмотрите на деление ареометра.

Именно по шкале легко определить актуальную для антифриза текущую плотность.

Чтобы результат был точным, необходимо проводить замеры при температуре окружающей среды 15–20 градусов Цельсия.

Если будет холодно или жарко, тогда данные будут некорректными.

Рефрактометр

Есть ещё один вариант, как можно замерить плотность антифриза с помощью специального рефрактометра.

Он прекрасно отображает плотность как зелёного антифриза, так и красного, к примеру. Цвет здесь не играет особой роли, поскольку на плотность антифриза это не влияет.

Рефрактометр значительно дороже ареометра, но здесь точность данных более высокая.

Чтобы проверить текущую плотность у антифриза, с охлаждающей жидкостью и измерительным прибором следует выполнить такие манипуляции:

  • используя винт, расположенный под колпачком устройства, вывести разделительную метку на ноль по воде;
  • накапать небольшое количество жидкости на призму;
  • навести окуляром резкость;
  • считать показания.

Использовать девайс предельно просто. Плюс точность измерений заметно выше. Проблема лишь в том, что далеко не каждый автолюбитель готов тратить такие деньги.

Народный способ

В некоторых случаях проводится проверка параметров плотности у антифриза простым народным способом.

Фактически здесь есть 2 варианта:

  • воспользоваться морозилкой;
  • оставить ОЖ на улице.

Эксперимент предельно простой. Смысл в том, чтобы взять небольшое количество ОЖ, налить в ёмкость и подвергнуть воздействию низких температур. Если это улица, просто используйте наружный градусник, чтобы точно знать текущую температуру. В морозильных камерах современной бытовой техники есть регулятор.

Тем самым удастся понять, при какой температуре состав кристаллизуется и сколько градусов ниже нуля может выдержать.

Нормальные показатели

Очень важно знать о показателях нормальной плотности антифриза, чтобы отталкиваться от этих значений и делать выводы по результатам измерений.

Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться. Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой.

Чтобы определить должный уровень, поможет специальная таблица. Она отражает плотность антифриза, такого как G11 или G12, к примеру.

Изготовители жидкостей охлаждения в большинстве своём выпускают составы, плотность которых варьируется в пределах от 1,069 до 1,072 г/см³. Это самый популярный диапазон, позволяющий жидкости не кристаллизоваться до температуры -40 градусов Цельсия.

Но если концентрация будет выше или ниже нормы, тогда есть вероятность замерзания уже при 10–20 градусах Цельсия ниже нуля.

Самым удобным способом считается использование информационной таблицы. Сравнивая параметры, полученные в результате тестирования, с данными из таблицы, можно понять, при какой температуре используемая охлаждающая жидкость замёрзнет.

Читайте также  Вынос прибора учета на границу балансовой принадлежности
Содержание этиленгликоля, % Плотность ОЖ, г/см3 Температура замерзания, -С
97,8 1,112 20
93,0 1,110 30
85,4 1,104 40
78,4 1,098 50
72,1 1,092 60
65,3 1,086 65
63,1 1,083 60
58,0 1,078 50
52,6 1,071 40
45,6 1,063 30
36,4 1,051 20
26,4 1,034 10

Корректировка плотности

Исходя из приведённой выше таблицы, становится понятно, что повышенный показатель плотности нужно уменьшить, а пониженный поднять.

При этом практика показывает, что чаще всего требуется именно повысить характеристики.

Чтобы выполнить корректировку, требуется вооружиться ареометром, концентратом этиленгликоля и данными об объёме системы охлаждения.

Для наглядности стоит рассмотреть корректировку на конкретном примере. Условия следующие:

  • проверка плотности показала значение 1,05 г/см³;
  • такой антифриз замёрзнет уже при -20 градусах Цельсия;
  • в регионе, где эксплуатируется авто, температура зимой опускается до -30 градусов Цельсия;
  • автомобильная система охлаждения вмещает 7 литров.

То есть задача заключается в том, чтобы в 7 литрах жидкости увеличить плотность до 1,06.

При 1,05 процентное содержание этиленгликоля около 35%. А это 2,5 литра от общего объёма системы. А чтобы плотность поднялась до 1,06, доля этиленгликоля должна быть 45%. То есть 3,1 литра от объёма. Всё остальное будет приходиться на дистиллированную воду. В этом случае добавлять нужно 600 мл концентрата, поскольку 3,1-2,5=0,6 л.

Для корректировки нужно:

  • открыть сливную пробку системы охлаждающей жидкости;
  • слить оттуда ровно 600 мл состава;
  • закрутить пробку;
  • через расширительный бачок добавить 600 мл чистого концентрата.

Теперь двигателю нужно дать поработать, чтобы жидкость начала циркулировать по системе и могла полностью перемешаться.

Проверка на подлинность

К сожалению, идентифицировать поддельный антифриз при покупке практически невозможно. Для этого можно разве что сдать образцы на анализ, потратить кучу времени и денег.

Но есть куда более простой вариант проверки.

Поддельный и низкокачественный антифриз быстро теряет свои характеристики.

Это связано с тем, что с целью удешевления производства мошенники заменяют этиленгликоль сахаром, солью, кислотой и пр. То есть при проверке ареометром параметры плотности будут в норме. Но на практике такая жидкость замёрзнет даже при небольшом морозе.

Чтобы проверить качество жидкости охлаждения, нужно сделать первичный контрольный замер. Если он нормальный, состав заливается в систему охлаждения. В течение недели можно ездить на авто. Затем через неделю делается забор ОЖ из машины, и проверяется плотность ещё раз:

  • если параметры оказались неизменными, антифриз был хорошим;
  • если изменения есть, но они минимальные, тест следует повторить ещё через неделю;
  • при сильных изменениях важно слить ОЖ и залить новую, проверенного качества.

Если продолжить эксплуатацию авто с низкокачественной жидкостью, это негативно скажется на состоянии двигателя. Антифриз способен вывести ДВС из строя, спровоцировать целый ряд неприятных и дорогих неисправностей.

Как проверить антифриз рефрактометром?

Рефрактометр – это портативный прибор, используемый для определения концентрации конкретного вещества, которое находится в растворе. Рефрактометры относятся к числу универсальных измерительных инструментов, при помощи которых можно оценивать качество электролита, степень солёности физиологических растворов: их используют и при проведении различных клинических анализов. В автосервисе распространённой операцией является применение рефрактометра для антифриза.

Принцип работы и классификация

Рефрактометр работает по принципу преломления: когда лучи света переходят из одной жидкой среды в другую, они изгибаются под различными углами к нормальной линии между двумя средами. Угол преломления зависит от состава среды и от температуры. По мере того как концентрация конкретного соединения в растворе увеличивается, увеличивается и степень изгиба светового луча. Мера этого преломления определяет физические свойства жидкости, в частности, её плотность. Жидкости, которые плотнее воды (обладают более высоким удельным весом), имеют тенденцию изгибать свет через призму более интенсивно, чем жидкости с меньшей плотностью. Обычно подобное тестирование производят при определённых термических условиях, поскольку температура заметно влияет на угол преломления.

В процессе обслуживания автомобиля важно измерять температуру замерзания охлаждающей жидкости двигателя, особенно после её смешивания с водой. Рефрактометр для антифриза помогает установить качество охлаждающей жидкости. Учитывая то, что верно подобранный состав антифриза остаётся в жидкой форме даже при очень холодной погоде, двигатель всегда будет надёжно защищён.

Рефрактометры классифицируют по двум характеристикам:

  • По способу отсчёта результатов измерений. Выпускаются приборы цифрового и аналогового типов. В первых искомый показатель выводится на экран дисплея, во вторых – результат измерения снимается по цифровой шкале. Рефрактометры для антифризов – преимущественно аналогового типа: они значительно дешевле и компактнее, а сверхвысокая точность отсчёта в большинстве случаев не требуется.
  • По назначению. Существуют медицинские и технические рефрактометры. Медицинские относятся к специализированным приборам, в то время, как технические более универсальны: в автосервисе, например, их можно использовать не только для определения качества антифриза, но и для оценки плотности электролита в аккумуляторах.

Различают также стационарные и мобильные рефрактометры. Устройства стационарного действия внешним видом напоминают микроскоп, и поставляются в комплекте с весами. Весы откалибровываются для считывания желаемого значения параметра, что упрощает процесс измерений.

Устройство рефрактометра и подготовка к работе

Прибор состоит из следующих частей:

  1. Прочного пластикового корпуса.
  2. Собственно рефрактометра.
  3. Чистящей салфетки.
  4. Комплекта всасывающих трубок (обычно – трёх)
  5. Калибрующей отвёртки.

Универсальность рефрактометра обеспечивается возможностью выполнения следующих измерений:

  • Измерением температуры точки замерзания автомобильного антифриза на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.
  • Определением удельного веса аккумуляторной кислоты и получением оперативной информации о состоянии заряда аккумулятора.
  • Измерением состава жидкости на основе этанола или изопропилового спирта, используемой в качестве омывателя ветрового стекла.

Отсчёт показаний производится по шкалам, каждая из которых предназначена для определённого типа жидкости. Рефрактометр для антифриза перед первым применением нуждается в калибровке. С этой целью используется водопроводная вода, для которой показатель шкалы должен находиться на отметке 0.

Как пользоваться оптическим рефрактометром?

Последовательность производимых действий зависит от типа рефрактометра. При использовании аналогового рефрактометра образец помещается на крышку и призму, а затем удерживается на свету для просмотра шкалы, которая расположена внутри корпуса.

Цифровые рефрактометры требуют, чтобы капля тестируемого раствора была помещена в специальную скважину. Эта скважина освещается источником света, обычно светодиодным, а измерительное устройство интерпретирует светопропускание в показатель преломления или любую единицу измерения, которую прибор запрограммировал на считывание.

Для получения результата достаточно поместить в призму или скважину 2…4 капли исследуемой жидкости и закрепить крышку – это позволит повысить точность измерения, поскольку жидкость будет более равномерно распределена по призме. Затем (для прибора оптического действия) следует направить призменный участок рефрактометра на источник света, и сфокусировать окуляр до тех пор, пока шкала не будет чётко видна.

Показания шкалы считываются в точке, где встречаются тёмные и светлые участки. Для цифрового рефрактометра искомый результат индицируется через несколько секунд на экране дисплея.

Эталонной температурой для измерений считается 20 0 С, хотя автоматическая компенсация рассчитана на диапазон 0…30 0 С. Длина рефрактометра не превышает 160…200 мм. Содержать его следует в сухом и чистом состоянии.

Рефрактометр для антифриза пригоден для определения концентрации смазочных масел, если их коэффициенты преломления входят в технологический диапазон этого прибора. Для этого предварительно готовят диаграмму Брикса и преобразовывают полученные значения в показатель плотности измеряемой среды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: