Вынос прибора учета на границу балансовой принадлежности - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Вынос прибора учета на границу балансовой принадлежности

По вопросу места установления прибора учета

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.
Указанным постановлением Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.
Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).
Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.
Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.
Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановление Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.
Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя в разрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Вынос счетчика ЭЭ на фасад дома или на столб

Энергетики требуют выноса счетчика на фасад дома или на столб, что при этом делать

В один прекрасный момент любой из нас может столкнуться с такой ситуацией, как требование управляющей компании или же энергосбыта о выносе счетчика электрической энергии из дома на его фасад или же на отдельно стоящий столб (относится к владельцам частных домовладений). И тут возникает вполне логичный вопрос: А законно ли это требование? В этой статье я расскажу о нормативных документах и законах Российской Федерации, которые регулируют данный вопрос .

Что говорит техническая документация

Согласно ПУЭ (Правила Устройства Электроустановок) 7 издание, которые были утверждены приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 №242, приборы учета должны размещаться в сухих легко обслуживаемых помещениях с температурой воздуха не ниже 0 градусов по Цельсию, пункт 1.5.27:

А высота расположения прибора учета регламентируется пунктом 1.5.29 оный гласит следующее:

Как видно из ПУЭ монтировать электросчетчик на улице и нельзя. Можно только в специализированных отапливаемых боксах.

Примечание. А если у вас счетчик индукционного исполнения, то знайте, что при отрицательных температурах счетчик такого типа начинает считать в большую сторону примерно на 10 %.

Получается, что согласно технической документации счетчик электроэнергии необходимо устанавливать в помещении или же в отапливаемом боксе. А что по этому поводу говорят законы, давайте разбираться.

Что говорит закон

Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 в пункте 146 прописано, что монтаж, замена и текущая эксплуатация приборов учета, оные используются гражданами, выполняется в соответствии с представленным документом, если жилищным законодательством Российской Федерации и правилами оказания коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не установлен отличный порядок.

Соответственно параграфу 144 электросчетчик монтируется на границе балансовой принадлежности

144. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, — на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, — на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, — к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании. В случае заключения договора энергоснабжения членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, такие лица обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, в адрес такого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. При этом порядок расчета подлежащей оплате членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений либо гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и части потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, должен быть одинаковым для всех членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вне зависимости от наличия договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с настоящим документом между членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Помимо этого в этом законе прописано. что представители энергетической компании должны иметь беспрепятственный доступ к контролю показаний и оценки целостности пломбирующих элементов.

Читайте также  Прибор для измерения металлосвязи

А согласно гражданскому кодексу Российской Федерации ст. 210

Из этого следует, что за целостность и сохранность прибора учета отвечаете вы и только вы.

Выводы

Итак, мы с вами рассмотрели как законы, так и техническую документацию, оные регулируют монтаж и эксплуатацию электрических счетчиков. И из всего выше представленного можно сделать следующий вывод:

Прибор учета должен размещаться на границе балансовой принадлежности, оная по факту проходит по границе вашего земельного участка.

Итак, у нас есть рекомендации ПУЭ, согласно которым допустимо устанавливать счетчик возле границы балансовой принадлежности, а также согласно закону, есть требование о беспрепятственном доступе к приборам учета. Опираясь на это, энергосбыт или УК могут потребовать осуществить монтаж за вашей территорией на столбе ЛЭП, так вот данное требование является незаконным. По причине того, что оно нарушает статью Гражданского Кодекса № 210, так как к вашей собственности могут получить доступ не только контролеры, но и сторонние лица.

Задирать счетчик выше 1,7 м так же незаконно, так как высота расположения счетчиков регламентируется ПУЭ и вы должны иметь беспрепятственный доступ к собственности.

Монтаж счетчика на фасаде вашего дома или столбе, расположенным на вашем земельном участке, так же должен осуществляться только с вашего согласия. Если вы не согласны с выносом, то ни управляющая компания или энергосбыт не могут вас обязать это сделать. Вот несколько судебных решений по этому вопросу: первое решение, второе решение.

Несколько другая картина если ваше домовладение входит в Садоводческое Некоммерческое Товарищество (СНТ Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ в ред. от 03.07.2016) и если на общем собрании было принято решение о выносе счетчиков на фасад дома, то вы обязаны подчиниться этому решению.

Как видно этот вопрос довольно неоднозначный и щекотливый и зачастую требует вмешательства именно суда. Но не стоит бояться отстаивать свои права.

Источник: Энергофиксик

  • COVID-19
  • О нас
    • Наша история
    • Наши принципы
    • Наша команда
    • Наша судебная практика
    • Наши клиенты
    • Наши реквизиты
    • Cотрудничество с нами
    • Карьера
  • Услуги
    • Бизнесу
    • Гражданам

    • team One
    • team Two +
      • Sabmenu One
      • Sabmenu Two
      • Sabmenu Three +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Sabmenu Four
      • Sabmenu Five
    • Team Three

    —>

  • Статьи и публикации
  • Написать нам
  • Контакты
    • Россия
      • Москва
      • Санкт-Петербург
      • Казань
    • Европа
      • Париж
      • Лондон
      • Берлин
      • Никосия
    • Остальные
      • Нью-Йорк

споры в связи с разграничением балансовой принадлежности

  • Главная
  • /
  • Статьи и публикации
  • /
  • Споры в связи с разграничением балансовой принадлежности

споры в связи с разграничением балансовой принадлежности

Большая группа ситуаций и вопросов, вызывающих сложности в практике их применения, связана с организацией учета электроэнергии. Мы поясним причины возникновения сложных ситуаций, споров по расчетам за поставленный ресурс, оплаты потерь в сетях, а также подходы к их разрешению.

В электроэнергетике основным документом, регулирующим порядок организации учета на розничных рынках в РФ, являются ОПФРР (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442). На оптовом рынке электроэнергии также действует система коммерческого учета (п.8 ст. 32 ФЗ «Об электроэнергетике»), но основана она совсем на иных принципах. Итак, согласно абзацу 1 пункта 144 ОПФРР приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей, сетевых организаций, которые имеют между собой общую границу балансовой принадлежности. В случае невозможности установки прибора на границе – в месте, максимально приближенном к ней, но с соблюдением требований раздела X «Правила организации учета» ОПФРР. Понятно, что далеко не всегда установка приборов учета возможна на границе, причем в точке поставки энергии, и если прибор расположен в ином месте, то возникает проблема расчетов. Причины успешных либо ошибочных позиций относительно расчета и оплаты потерь две: первая — в понимании модели розничного рынка, вторая — в понятии «граница балансовой принадлежности».

Поставка электроэнергии осуществляется путем оказания услуги по передаче электроэнергии сетевой организацией от производителя (поставщика) до потребителя по своим сетям. Смысл модели в том, что поставщик должен получить плату за весь объем выработанной и отпущенной в сеть электроэнергии, а потребитель должен получить тот объем, который указан в договоре. В этом случае достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, который является одним из основных принципов ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 26). Тогда для поставки договорного объема электроэнергии потребителю сетевая организация обязана закупить у производителя (поставщика) объем энергии, увеличенный на величину потерь в своих сетях, – тем самым сетевая организация мотивируется к надлежащему содержанию сетевого хозяйства. Часть этих потерь, возникающих по объективным причинам, согласно нормативам, учитывается в тарифе (цене на услугу) сетевой организации, который установлен государственным регулятором, – и их потребитель оплачивает. Ключевые вопросы: порядок определения потерь в электрических сетях и их оплаты, определения лиц, обязанных оплачивать, — статьей 26 ФЗ «Об электроэнергетике» отнесены к полномочиям Правительства РФ, которое утвердило Правила недискриминационного доступа к электросетям от 27.12.2004 N861 (п.п.50-55). Как правило, до потребителя электроэнергия передается по нескольким смежным сетям. Согласно п.2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.8 Правил недискриминационного доступа №861, сетевая организация обязана осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц в силу публичности договора с ней. Лица, обязанные оплачивать потери в сетях, не учтенные в тарифе на электроэнергию, определены п. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.4 ОПФРР. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачивается электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Таким образом, ОПФРР лишь продублировали Правила недискриминационного доступа к сетям №861 — обязанность оплачивать фактические потери в сетях, возложена сетевую организацию, в объектах электросетевого хозяйства которой потери возникли (п.п. 4, 185, 186, 189, 190 ОПФРР). Существующие пробелы в нормативном регулировании восполнены судебной практикой – к настоящему времени она однозначно сложилась в поддержку модели розничных рынков: потребитель не обязан оплачивать потери, которые возникают в сети до точки поставки, — все фактические потери, включая хищения, отпуск в бесхозные сети, ложатся на сетевую организацию. Более того, высшими судебными инстанциями неоднократно указывалось, что для установления размера заявленных убытков в предмет доказывания входят следующие обстоятельства: определение количества электроэнергии, поступившей в сеть, и определение количества, вышедшего из сети в смежные сети и потребителям; затем необходимо определить разницу между двумя этими величинами, после чего следует рассчитать стоимость потерянной электроэнергии. Однако первоначально необходимо установить, где находятся границы сетей и принадлежность объектов электросетевого хозяйства в этих границах, через которые осуществляется переток электроэнергии.

Из изложенного становится понятно, что перенос приборов учета от границы балансовой принадлежности вовсе не является причиной спорной ситуации по корректировке расчетов за потребленный объем электроэнергии. Причиной является определение обязанной стороны по оплате потерь и их объема для необходимости сохранения баланса интересов сторон. Таким образом, требование ОПФРР по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обусловлено теоретической моделью баланса интересов субъектов розничных рынков, что позволяет сетевым организациям получать точные данные об объемах, отпущенных в сеть, и проводить проверки приборов учета без получения соответствующих допусков в помещение других владельцев. Однако практика такова: точные данные и доступ к объектам – далеко не главное и не всегда соответствуют коммерческим интересам сторон.

Возможность перенести учет с границы балансовой принадлежности в иные точки учета влечет ряд сложных инженерных и юридических задач. Для предотвращения проблемы или разрешения уже существующей, мы рекомендуем следующее.

Вернемся к абз. 1 п.144 ОПФРР (в прежней редакции ОПФРР — абз.2): если на границе балансовой принадлежности установить прибор учета технически невозможно, то его следует установить в ином месте. Анализ данного абзаца показывает, что возможностей установки прибора учета гораздо больше, чем кажется:

  • на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства субъектов розничного рынка;
  • при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов — в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки
  • по соглашению между субъектами розничного рынка — в границах объектов электроэнергетики одного из них.

В этих случаях объем электроэнергии подлежит корректировке на величину потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.

Изначально граница балансовой принадлежности возникает в результате технологического присоединения к электрическим сетям путем исполнения договора техприсоединения в соответствии Правилами техприсоединения, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861. К существенным условиям договора техприсоединения относится порядок разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Таким образом, несогласование условий о балансовой принадлежности влечет признание договора незаключенным с вытекающими последствиями. Разграничение может устанавливаться в местах фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и потребителя, на границе земельного участка, в трансформаторной подстанции и т.д. При этом понятие «земельный участок», используемый в Правилах техприсоединения и договоре техприсоединения, вовсе не соответствует понятию «земельного участка» Градостроительного кодекса. Тогда важнейшим условием соблюдения собственных интересов является выбор места учета – безусловно, с инженерной проработкой вопроса. Судебная практика применения п. 144 ОПФРР неоднозначна, в частности необходимости соблюдения указанной п. 144 ОПФРР последовательности выбора вариантов места установки приборов учета. Однако, по нашему мнению, при отсутствии технической возможности установки на границе, соглашение о месте установки правомерно, даже если есть техническая возможность установить прибор учета ближе к границе, но на менее выгодных для потребителя условиях, например, большей стоимости проекта в части учета электроэнергии. Такая позиция соответствует модели рынка: важно определить разность между количеством энергии, поступившей на данный энергообъект, и отпущенной далее в сеть, т.е. существенным является исключительно требование полного учета электроэнергии. Частично такая позиция подтверждается и Разъяснением ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета»: требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий.

В п. 2 Правил недискриминационного доступа (№861) даны определения понятий границ балансовой принадлежности, акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, точки поставки, точки присоединения к электрической сети и другие. Но, к сожалению, приведенные определения мало что разъясняют, однако именно акт разграничения служит доказательством места установки приборов учета, одним из доказательств факта перетока электроэнергии по данной сети и влечет обязанность оплаты потерь в ней.

Особенности коммерческого учета электроэнергии для застройщиков и управляющих компаний в сфере ЖКХ.

В общем порядке застройщик является заявителем по договору техприсоединения к сети сетевой организации, и соответственно, в пределах своего земельного участка, осуществляет мероприятия по техприсоединению – строительство линий от вводных распредустройств (ВРУ) многоквартирного дома (МКД) до границы. Согласно акту техприсоединения, на балансе застройщика находятся линии электропередач в границах его земельного участка. После продажи помещений МКД, управляющая организация при заключении договоров ресурсоснабжения (в т.ч. электроснабжения) обязана оплачивать потери энергии во внешней сети МКД до границы с сетевой организацией. В силу п.8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сети энергоснабжения является стена МКД, чем ограничивается общее имущество дома, если иное не установлено законодательством РФ. Иным может являться решение общего собрания собственников помещений МКД, прямо проголосовавших за включение внешних сетей в состав общего имущества. Такое решение собственников будет соответствовать договору техприсоединения, однако собственники помещений, разумеется, такого решения не примут. Застройщиком в качестве доказательств отнесения внешней сети к МКД представляются техусловия на инженерные сети, акты приема-передачи исполнительной документации на внешнюю сеть и т.д. Результаты неоднозначны: как признание судом обязанности оплаты потерь на спорном участке на основании акта разграничения балансовой принадлежности, так и отказ суда признать принадлежность внешней сети управляющей организации и обязанности оплаты в ней потерь. Во избежание подобных сложностей, представляется, что согласование условия границ балансовой принадлежности, которое является одним из условий договора техприсоединения, лучше в порядке сопровождения заключения договора поручать специалистам еще стадии преддоговорной работы.

Разумеется, в столь кратком обзоре не затронуты многие вопросы, связанные с разграничением сетей, влиянием энергопринимающих устройств потребителей на потери в сетях, какие потери подлежат оплате и методологии их расчетов, — только детальный анализ спорных ситуаций, который способен осуществить юрист по спорам с МОЭСК (и иными организациями), может показать законность или незаконность предъявленных требований.

4 причины отказа собственнику в переносе ОДПУ из его помещения

Согласно НПА, приборы учёта должны быть установлены максимально близко к границе балансовой принадлежности сетей. Случается, что такое место находится в помещении собственника. Разбираем на примере судебного дела, обязаны ли УО/ТСЖ демонтировать ранее установленное там оборудование по требованию владельца площадей.

ОДПУ установлен в месте, максимально приближённом к границе балансовой принадлежности сетей

Предприниматели, владеющие нежилыми помещениями в подвале и на первом этаже одного из многоквартирных домов Североуральска, предоставили в безвозмездное пользование ТСЖ площади для размещения там общедомового узла учёта тепловой энергии. Для ОДПУ было выбрано именно это место, поскольку оно находилось ближе всего к границе присоединения внутридомовых сетей к центральным.

Но через некоторое время собственники передумали и попросили, чтобы ТСЖ перенесло тепловой узел, поскольку они не могут из-за него пользоваться собственным помещением. Товарищество отказалось, и тогда предприниматели обратились в суд.

В иске они потребовали обязать ТСЖ расторгнуть договор безвозмездного пользования помещением и демонтировать оборудование оттуда. Обращаясь в суд, истцы отметили, что по результатам проведённой экспертизы товарищество не лишено технической возможности переноса теплового узла.

Товарищество в отзыве на иск настаивало, что демонтаж оборудования потребует реконструкции всего МКД, изменения затронут конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности дома, поскольку система учёта тепловой энергии и теплоносителя установлена в том месте, где существовала техническая возможность для этого. Для реконструкции необходимо получить разрешение органа местного самоуправления.

Поставщик теплоэнергии, который выступал третьей стороной в процессе, отметил, что при переносе ОДПУ изменится граница эксплуатационной ответственности, а также увеличатся потери в сетях. Эти потери будут распределены между собственниками помещений в качестве платы за КР на СОИ. Убытки понесут в том числе истцы.

Перенос ОДПУ с места монтажа требует дополнительного финансирования и/или реконструкции МКД

Суд первой инстанции при вынесении решения по делу № А60-45533/2019 опирался на следующие нормы НПА:

  1. Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением ПУ (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
  2. Узлы учёта оборудуются в месте, максимально приближённом к границе балансовой принадлежности трубопроводов с учётом реальных возможностей дома (п. 19 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034).
  3. В силу п. 22 ПП РФ № 1034, если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учёта.

Судья отметил, что материалами дела подтверждён факт, что ввод системы отопления, оборудованный прибором учёта тепловой энергии, есть только в одном месте МКД – в спорном нежилом помещении. Истцы же не смогли доказать, что у ТСЖ есть техническая возможность перенести теплоузел в другое место без возложения дополнительных обязанностей на собственников помещений.

Спорное помещение, как отметил судья, используется для размещения имущества, находящегося в общей долевой собственности. Смонтировать в другом месте МКД узел учёта невозможно, поэтому суд отказал предпринимателям в удовлетворении исковых требований.

Размещая ОДПУ в своём помещении, собственник действует в своих интересах и интересах соседей

Предприниматели подали в суд апелляционную жалобу, настаивая на том, что из-за теплоузла не могут пользоваться помещением, которым владеют на праве собственности. При этом у них нет обязанности предоставлять комнату для размещения оборудования МКД. Смонтировать теплоузел, как считали истцы, можно и в ином месте, например, в приямке дома.

Апелляционный суд отметил, что истцы добровольно и без всяких условий предоставили спорное помещение для размещения общего имущества многоквартирного жилого дома – узла учёта тепловой энергии. Комната, где находится оборудование, является оптимальным местом для размещения узла учёта, поскольку максимально приближена к границе балансовой принадлежности трубопроводов (п. 19 ПП РФ № 1034). Предприниматели не предоставили суду доказательств, что оговаривали с ТСЖ срок размещения оборудования или плату за это.

При этом истцы, предоставляя помещение для размещения оборудования, действовали не только в интересах ТСЖ, но так же и в своих интересах, так как являются собственниками помещений в многоквартирном доме и соответственно участниками права общей долевой собственности на общее имущество. Перемещение оборудования требует дополнительных затрат, согласования проекта с теплоснабжающей организацией, строительно-монтажных работ по обустройству соответствующего помещения (приямка).

Судья сделал вывод, что истцы добровольно распорядились своим имуществом, предоставив его для размещения узла учёта дома. Исходя из свойств оборудования, его размещение предполагалось бессрочным и безвозмездным, перемещение же требует проведения работ по обустройству другого помещения. Это повлечёт дополнительные расходы для ТСЖ, что нарушает его права. Поэтому требование истцов удовлетворению не подлежит (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).

Собственник добровольно на безвозмездной основе разрешил установить оборудование в своём помещении

Предприниматели предприняли новую попытку оспорить выводы судов, подав кассационную жалобу. Они настаивали на том, что размещение оборудования в спорном помещении нарушает их права на пользование, владение и распоряжение своим имуществом.

Кассационный суд повторил тезисы коллег о том, что истцы добровольно предоставили ТСЖ помещение для монтажа оборудования, которое к тому же входит в состав общего имущества собственников. Узел учёта размещён в соответствии с требованиями НПА – максимально близко к границе балансовой ответственности, и никто не доказал, что существует техническая возможность его перенести.

К тому же, как указал суд, ТСЖ не обладает какими-либо вещными правами в отношении оборудования, размещённого в помещении истцов. При монтаже теплового узла учёта оно действовало не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников в силу ст. ст. 44, 138 ЖК РФ.

Демонтаж прибора учёта в отсутствие иной возможности его установки в соответствии с требованиями НПА приведёт к нарушению прав самих истцов и других собственников помещений в многоквартирном доме. Судья при этом отметил, что возникшие в связи с размещением ОДПУ ограничения в использовании помещения могут быть компенсированы собственникам предусмотренными законом способами. Жалоба предпринимателей была отклонена, а решение первой инстанции – оставлено в силе.

Истцы пытались отстоять свою позицию в ВС РФ, но он отказался рассматривать жалобу, не найдя для этого оснований.

Запомнить

Анализ дела № А60-45533/2019 показывает, что установленный в помещении собственника ОДПУ может остаться там даже в случае, если владелец требует освободить площадь, если:

  1. Он добровольно и безвозмездно разрешил разместить часть общего имущества в своём помещении.
  2. Демонтаж счётчика/узла учёта приведёт к дополнительным расходам собственников, требует реконструкции дома, а также нарушит их права и интересы.
  3. ОДПУ установлен в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.
  4. Нет технической возможности перенести его без нарушения норм НПА и/или реконструкции дома.

При этом, как указал кассационный суд, собственник помещения, в котором размещена часть общего имущества МКД, не лишён права на компенсацию со стороны владельцев ОИ дома из-за ограничений в использовании своего имущества.

Требование к месту установки приборов учета электроэнергии

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

  1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» 16.1 Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, под границей участка заявителя понимается граница балансовой принадлежности, определенная актом разграничения балансовой принадлежности между сетевой организацией и соответствующим многоквартирным домом, а при его отсутствии, если соглашением сторон не предусмотрено иное, границей участка заявителя является место соединения питающей линии сетевой организации с ближайшим к такому нежилому помещению предусмотренным проектом на многоквартирный дом вводным устройством (вводно-распределительным устройством, главным распределительным щитом), установленным на вводе питающей линии в соответствующее здание или его обособленную часть.При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам, под границей участка заявителя понимается подтверждаемая правоустанавливающими документами граница земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, в составе которого находятся принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства заявителя.

Места установки приборов учета

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: