Акустическая проводка авто - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Акустическая проводка авто

Правильная установка автозвука

При прокладке проводов под капотом избегайте прикосновений изоляции проводов с двигателем. Многие типы изоляции от периодического нагрева движком усыхают и трескаются, кроме того двигатель при работе вибрирует и покачивается и может перетереть изоляцию.

Располагайте провода в стороне от горловин заливки жидкостей двигателя, чтобы избежать случайное попадание на провода масла, тосола или незамерзайки.

После затяжки проводов в клеммы проверяйте время от времени не уползла ли изоляция с провода вблизи клеммы. Иногда бывает такое случается и под капотом оказывается не заизолированный участок силового провода на который так и норовит упасть отвертка или гаечный ключ.

Участок силового провода который проходит через переборку моторного отсека постарайтесь дополнительно защитить. Одеть дополнительную гофру, например, или края отверстия одеть в резиновое кольцо и т. д. чтобы железо со временем не прорезало изоляцию.

Если прокладываете провод в резинке с тросиком сцепления то проверяйте регулярно целостность провода. Тросик может при выжыме начать гулять и постепенно перетирать силу. В идеале же конечно кинуть силу отдельно в персональное отверстие. Замазав место перехода силиконовым герметиком, чтоб избежать попадание влаги в салон.

Вынимать и вставлять разъем в магнитолу лучше всего предварительно вытащив предохранитель стоящий на проводе питания магнитолы, ну или скинув клемму авто.

В двери от кузова протягивайте провода только в защитной резинке. Если все не умещаются в одну резинку, то выше засверлите отверстия под еще одну такую же. Иначе провод быстро повредив изоляцию сядет на массу. А если на массу сядет хотя бы 1 из акустических проводов то усилитель будет уходить в защиту при повышении громкости.

При обнаружении трещин в этих гофрах или повреждений, замажьте щели силиконовым герметиком и при возможности замените гофры. Попадание влаги внутрь гофры крайне не желательно.

Для протяжки проводов в двери отдайте предпочтение проводам у которых изоляция не дубеет на морозе. Иначе зимой внутри гофры провода треснут и закоротят, завалив аппаратуру в защиту.

Мидбасы в дверях лучше не устанавливать клеммами вниз. В случае конденсата или попадания влаги в дверь влага будет стекать как раз на клеммы что им совсем не идет на пользу.

В дверях внизу как правило можно найти отверстия для стоков влаги которая может попасть в дверь. Эти отверстия часто забиваются и их нужно периодически чистить. Особенно в шумоизолированых дверях, которые из за изоляции плохо проветриваются.

При укладке проводов в дверях проследите чтоб они не лежали на дне двери собирая влагу. Также проследите чтоб провода не могли зацепить стеклоподъемники, иначе подъемники с легкостью повыдирают и провода и клеммы с динамика при подъеме стекла.

При прокладке проводов по салону проследите чтоб провода нигде не перетирало и не задавливало. Также ложите провода там, куда не наступают ноги ваши и пассажиров. Учитывайте просадку сидений когда на них пассажир.

При креплении усилителя уточните в инструкции допустимо ли соединять корпус усилителя с кузовом авто. В некоторых моделях усилителей производитель предлагает этого избегать. Если такое ограничение есть то проверьте не посадят ли на кузов шурупы которыми крепится усилитель и как не допустить случайного касания усилком элементов кузова.

Если усилитель имеет зажимы под клеммы-вилочки то снабдите провода ими, либо перед зажимом провода делите жилу на 2, вставляйте по обоим сторонам от болта и тогда зажимайте чтоб не допустить перекоса.

Если усилитель снабжен винтовыми зажимами именно провода, то не пролуживайте зажимаемые провода. Зачищайте до блеска и зажимайте так.

Также в таких зажимах не тяните провода которые значительно меньше допустимого сечения зажима. Если такая необходимость есть то сложите жилу в несколько раз и потом зажимайте.

После сборки системы через время протяните все зажимы проводов. Медь со временем усаживается ослабляя контакт по этому протяжка всех соединений просто необходима 2-3 раза в течение первых 2-3 месяцев работы системы.

Не ставьте провода к усилителю в натяжку. Это также со временем ослабит контакт. И не вешайте провисающих соплей из проводов по багажнику. Зацепить и порвать такой провод проще простого. Да и выглядит хреново эта лапша.

Если усилитель находится на откидывающейся спинке то зафиксируйте провода перед клеммами усилка, чтоб при откидывании провода не гнулись непосредственно около клемм. Особенно это важно зимой когда изоляция проводов становится жестче.

Зимой на морозе не вваливайте большую громкость сабу до тех пор пока салон достаточно не прогреется. Иначе рискуете порвать дифф и подвес которые дубеют на морозе. Даже если вы «уже сто раз включали и все нормально было». Это «нормально» говорит только о том что вы везучие люди.

Не рекомендуется включать аппаратуру вовсе если температура в салоне ниже -6. Грейте салон потом включайте.

Любые подключения отключения аппаратуры производите только отключив систему и обесточив плюсовой провод силы.

Даже если вы «уже сто раз включали и все нормально было». Разве что переключая межблоки можно не обесточивать плюс. При этом выключать аппаратуру обязательно. Также нужно следить за тем чтоб межблоки случайно не каснулись силового плюса на клемме.

Если необходимо для проверки отключить какой-то отдельный динамик от усилителя то отключайте сразу оба контакта и изолируйте их.

Если по каким то причинам вам нужно под напряжением подключить усилитель то сначала подключайте минус потом плюс и потом рем провод внимательно следя чтоб отверткой не замкнуть + на корпус усилка. Отключать усь нужно в обратном порядке.

Если в системе стоит накопитель, то его после отключения питания нужно обязательно разрядить лампочкой или подходящим потребителем.

Никогда не интересуйтесь в интернете о том как звучит та или иная аппаратура и не просите совета посоветовать что-то лично в вашу систему.

Дело в том что как я говорил системы, настройки, машины и уши у всех разные! То что отлично будет звучать для одного будет раком ушей для другого. Любой совет в интернете не даст вам ровным счетом ничего и только больше запутает.

Ни один даже самый компетентный отзыв профессионала об акустике скажем не даст вам понятия о том как оценят звук ваши уши при работе этого же компонента в вашей системе.

Кроме того 4/5 советчиков в интернете абсолютно понятия не имеют о том, что советуют. Их познания в этой области ограничиваются прочтением советов в инете таких же «спецов» как они и не более того. Думаю не надо объяснять, что такие советы не только бестолковы, но и зачастую опасны для вашей аппаратуры.

Максимум что можно учесть в интернете это отзывы о надежности работы какого либо компонета, его функционале и удобстве работы с ним.

Никогда не занимайтесь вслушиванием в аппаратуру на стендах в магазине. Особенно эта глупость касается прослушки мидбасов и сабов.

Прослушка в магазине не даст никаких понятий как этот компонент заиграет в вашей машине. Автоаппаратура строится с учетом нюансов акустики авто. Без них звук изменится до неузнаваемости превратив вашу прослушку в магазине в бестолковую затею.

Никогда не покупайте акустику исходя из любимых жанров музыки.

Обойдите стороной самый распространенный миф о динамиках гласящий о том что их можно (нужно) подбирать исходя из предпочитаемых жанров музыки. В общем то отчасти верно что на каких то связках какие то жанры заиграют более приятно а какие то менее. Вот только эти выводы будут справедливы только для отдельно взятой системы в отдельно взятой машине и для отдельно взятых ушей слушателя.

Другой же человек найдет приятным на этой аппаратуре совсем другой жанр, а третий человек вообще скажет что для его уха эта связка неприемлема. Все это индивидуальные вещи и брать чужое мнение в надежде что оно совпадет с вашим не практично.

Никогда не спрашивайте в интернете совета по оформлению сабвуфера, параметров коробка и настройке фазоинвертора.

Отчасти верно что некоторые сабы тяготеют к какому то конкретному типу оформления, но это далеко не все сабы. Настройка же также индивидуальна для вашей машины и ушей как и подбор динамиков по жанрам.

Тот ящик и динамик который у кого то играет отлично по его мнению будучи повторенным у вас может полностью разочаровать. Оформление саба это вообще процесс больше творческий и добиваться хорошего звука приходится несколько раз экспериментируя с перепилами тестовых ящиков с разными настройками и объемами. Интернет советы в большинстве случаев ничего не дадут. По ним лишь можно сориентироваться каков диапазон объемов и настроек ящика для вашего динамика в котором вам придется плясать.

Остается только посоветовать перед выбором структуры и направления системы в общем и компонентов ее в частности послушать максимально много различных систем на различных компонентах и различного направления.

Причем компоненты лучше слушать в машине салоном схожей с вашей. Такой опыт позволит вам и объективно осознать чего нужно от звука именно вам, какой звук ваш и на каких компонентах, ящиках и настройках этого можно добиться проще и дешевле всего. Ну и убережет от бестолково потраченного времени сил и денег.

Ну и еще хотелось бы отдельно упомянуть тех людей которые кидаются ставить звук в машину абсолютно не имея понятия как это делать грамотно, желательно за 1 вечер и с пивом, а потом рассказывают всем что «долбит и так все чотка, а все эти тонкости и нафик мне не нужны по соревнованиям ездить не собираюсь» и упомянуть тех кто считает: «у меня дешевая аппаратура, нафик оно надо заморачиваться с ней». Хочу вам сказать что бестолковым подходом можно испортить звук даже самым топовым компонентам и наоборот толковым подходом можно даже самые бюджетные компоненты заставить запеть совсем неплохо.

Подойдя же к вопросу звука наспех и не заморочавшись вы без вариантов получите отстойный звук с колхозным интсаллом и ни о каких соревнованиях речь вообще не идет. Просто можно потратить деньги с умом и получить толковый звук раскрыв потенциал системы полностью как в громкости так и в качестве. А можно проезжая в очках, свесив руку из окна оглашать округу хрипом, треском и пердежом из динамиков вызывая смех снисходительные улыбки прохожих.

Читайте также  Плетеные провода для наружной проводки

Как выбрать автомобильный акустический кабель

Акустический кабель: виды и назначение.

Акустические кабеля в современном автомобиле бывают двух видов:

— межблочные, передающие низковольтный сигнал с головного устройства на усилитель.

— акустические, передающие усиленный сигнал к колонкам от усилителя.

Сегодня у автолюбителя необходимость в покупке акустического кабеля для подключения колонок возникает нечасто: аудиоподготовку (включающую прокладку акустических кабелей от «торпеды» к дверям) проходят все современные автомобили – даже в самых бюджетных комплектациях без штатной магнитолы. Акустический кабель может потребоваться разве что при модернизациях штатной аудиосистемы: увеличении количества динамиков, установке сабвуфера и т.д.

Ценители качественного звука при замене штатной магнитолы или при установке дорогого усилителя тоже иногда озабочиваются заменой штатных акустических проводов на «более качественные» — посеребренные, витопарные, из монокристаллической меди и т.п. Но смысла в этом немного: если акустический кабель имеет достаточное сечение, то влияние его на АЧХ аудиосистемы пренебрежимо мало в сравнении с остальными факторами, влияющими на качество автомобильного звука. Поэтому психологический эффект будет единственным эффектом, который автолюбитель получит, заменив штатный акустический провод на дорогой серебряный.

Более весомой причиной переукладки провода может быть механическое повреждение старого или неудачный маршрут прокладки: вблизи силовых проводов, реле, контактных групп или других источников помех.

Какой акустический кабель выбрать, если необходимость в его покупке все же возникла? Требование к акустическому кабелю одно: падение напряжения на нем должно быть незначительным, по сравнению с падением напряжения на потребителе (в данном случае, динамиках). Хорошим тоном считается, если сопротивления отрезка кабеля не превышает 5% от импеданса акустики. Медный кабель сечением 2,5 мм 2 покрывает большинство потребностей аудиоакустики, но если такого кабеля в наличии нет, или хочется подобрать оптимум, минимальное сечение можно посчитать по формуле:

S=p*L/R, где

R – необходимое сопротивление (Ом)

p — удельное сопротивление (Ом•мм 2 /м)

L — длина провода или кабеля (м)

Омедненный алюминиевый провод, если его сечение обеспечивает достаточно низкое сопротивление, тоже имеет «право на жизнь», но хотелось бы предостеречь читателя от покупки совсем дешевых кабелей неизвестного производителя – они могут быть даже не алюминиевыми, а вообще из неизвестного сплава. Мало того, что сопротивление их может оказаться намного выше ожидаемого, провода в таких кабелях могут оказаться очень хрупкими. Еще один минус алюминиевого провода заключен в сложности его пайки – слишком тонкое или некачественное омеднение может создать большие проблемы при пайке и ухудшить контакт между кабелем и разъемом или клеммой динамика.

Стоит сказать пару слов об акустических кабелях из витой пары, якобы обеспечивающих защиту от помех. Появились они в подражание витопарным кабелям (например, студийных микрофонов), подключаемым к балансным входам стационарных усилителей. В этом случае витки кабеля действительно важны – они обеспечивают равномерное воздействие помехи на провода кабеля для последующей её (помехи) устранения путем вычитания сигналов. Но провод, идущий к динамикам, вовсе не балансный, никакого устранения помех динамики не производят и, соответственно, ни о какой «помехозащите» в витопарном акустическом кабеле не может быть и речи.

Межблочные кабеля предназначены для соединения усилителя и магнитолы (или двух усилителей друг с другом). Кроме собственно кабеля (к которому предъявляются те же требования, что и к акустическим кабелям), они содержат также еще пару коннекторов на каждый провод. Материал коннекторов заметного влияния на звук не оказывает, чего нельзя сказать о конструкции, качестве изготовления и их соединения с кабелем.

Коннекторы на дешевых межблочных кабелях могут иметь плохую геометрию (будут «болтаться» в гнездах), плохое соединение с кабелем и некачественное покрытие, «облетающее» буквально от пары использований.

Также дешевые коннекторы часто изготавливаются из некачественного сплава, просто ломающегося от вибраций. Вытащить обломившийся штырек из усилителя будет не так-то просто и расходы при этом могут намного превысить цену нормального межблочного кабеля. С подозрением следует отнестись к большинству недорогих «золоченых» коннекторов – они, скорее всего, имеют напыление не из золота, а из гамельтона (медно-цинковый сплав), голдина (медно-алюминиевый сплав) или алюминиевой бронзы. Качество контакта это практически не ухудшает, но если на упаковке кабеля с весьма демократичной ценой написано «Gold coated», то, вполне возможно, что производитель не гнушается прямым обманом и перед вами явно некачественное изделие.

Характеристики акустических кабелей

Разъемы межблочных кабелей выполнены по стандарту RCA, и чаще всего применяются кабеля с двумя разъемами типа m («Male» — «Мужской»), поскольку на большинстве усилителей и магнитол устанавливаются разъемы типа f («Female» — «Женский»). Но на некоторых устройствах (например, некоторых внешних кроссоверах) для различения входа и выхода ставят разъемы разного типа. Для подключения такого устройства в систему потребуется кабель с разъемами f-m. При выборе межблочного кабеля следует учесть следующие особенности rca-коннекторов:

— расщепленный центральный контакт обеспечивает более надежное соединение;

— лепестковый наружный контакт имеет свойство ослабевать со временем из-за разгибания лепестков от вибрации;

— цанговая конструкция наружного контакта позволяет зафиксировать разъем в гнезде, обеспечивая надежный контакт и предохраняя разъем от выпадания.

Длина кабеля должна соответствовать расстоянию между подключаемыми элементами автоакустики с небольшим (5-10%) запасом. Совершенно непонятно, откуда взялось популярное требование прокладывать акустические кабеля с большим запасом – чем больше длина кабеля, тем больше его сопротивление и, следовательно, тем выше падение уровня сигнала. Поэтому излишки кабеля оставлять не следует.

Тип кабеля.

Кроме рассмотренных акустических и межблочных кабелей, в продаже встречаются линейные шумоподавители, внешне выглядящие как межблочный кабель с небольшим устройством посредине. Линейный шумоподавитель представляет собой ни что иное, как гальваническую развязку линейного кабеля, призванную устранить шумовой эффект от несогласованности уровней питания усилителя и головного устройства. Подобные несогласованности могут возникнуть вследствие электрических помех или плохого контакта в каком-либо из питающих проводов усилителя или головного устройства. В этом случае применение шумоподавителя может помочь, но следует иметь в виду, что входящий в состав шумоподавителя трансформатор неизбежно внесет искажения в проходящий через него звуковой сигнал. Поэтому такой шумоподавитель можно рекомендовать лишь в качестве «крайнего средства».

Управляющий провод используется для управления включением/выключением усилителя и предотвращает его бесполезную работу при выключенном головном устройстве (магнитоле). Также его можно использовать для управления активной или автоматической выдвижной антенны. Подключается этот провод к контакту «REM» усилителя и головного устройства.

Акустический кабель для колонок: как выбрать

Приобрести акустический кабель для колонок не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь в ассортименте есть большой выбор такого товара и прежде чем отправляться в магазин с желанием приобрести кабель, следует руководствоваться своим бюджетом.
Кроме того нужно знать, какой из них лучше покупать. Кабель акустический для колонок подбирается в соответствие с производителем устройства, его модели, мощности и других параметров.
При этом многие автолюбители не обращают на это особого внимания, считая, что любой кабель подойдет. Но его выбор – непростое дело, поэтому к данному процессу нужно подойти серьезно.

Выбор

Кабель для акустических колонок

В некоторых случаях кабеля продаются в комплекте с акустическими колонками. Они являются наиболее подходящим вариантом, так как создавались специально для данных динамиков.
Выбирая акустический кабель для колонок, можно следовать таким советам:

  • Желая купить недорогую автомагнитолу, не стоит обращать особое внимание на качество кабеля.

Примечание: такая магнитола вряд ли прослужит длительное время. А часто магнитола приводит к выходу из строя и кабеля.

  • Если же фирма-изготовитель магнитолы, усилителя, динамиков является достойной, то и кабель должен быть подобран соответствующий.
  • Он должен иметь широкое сечение, чтобы по нему могло быть пропущено достаточное количество тока.

Примечание: лучше будет, если его будут составлять несколько тоненьких проводков с небольшим диаметром.

  • Сверху кабель должен иметь лаковое покрытие. Это предостережет его от замыкания.
  • Кабель не должен искажать звук. Напротив, с его помощью он должен становиться еще более качественным.
  • Его сопротивление не должно быть слишком большим. Таким образом, чем меньше сопротивляемость кабеля, тем лучшим будет уровень передаваемого сигнала.

Примечание: сопротивление зависит от изготавливаемого материала, диаметра и длины кабеля.

  • Лучше приобрести кабель из меди. Он представляет собой около 20 заизолированных проводков, соединенных в одно целое.
    Таким образом, их общее сопротивление является намного меньшим, чем у кабеля с большим диаметром. Кроме того за счет достаточной толщины, сигнал распространяется по кабелю со скоростью света.
  • Использовать кабель с большим сопротивлением можно только в том случае, если его длина не превышает 3 метра.

Примечание: при слишком большой сопротивляемости провода, вся мощность расходуется не на воспроизведение звуков, а на нагрев кабеля. В результате звук может воспроизводиться с довольно низкой громкостью.

Как выбрать межблочный акустический кабель

Выбор акустической проводки

Желая купить межблочный кабель, следует отдать предпочтение медному кабелю.
Выбирая такую проводку, нужно посмотреть на:

  • Длину. Так для межблочного кабеля лучше, когда он длинный. В таком случае колонки будут воспроизводить звуки с большой громкостью.
  • Маркировку. Так, на каждом его метре должна быть метка, на которой указана фирма-производитель.

Примечание: если такая метка отсутствует или содержит не правильные данные, значит, кабель не является оригинальным. Скорее всего, он долго не протянет.

  • Также должно быть указано, что кабель, действительно, акустический.
  • Должны быть указаны составляющие проводника.

  • Также следует обратить внимание на его толщину.
  • Медные кабели также бывают различными. Это зависит от качества меди, из которой они были изготовлены. Так, встречаются кабеля из бескислородной и монокристаллической меди.

Другие виды

Как выбрать акустическую проводку

Также в продаже встречаются такие виды проводок:

  • Композитные кабеля. При этом они состоят не только из меди, но и из других металлов.
    Например, внутри провод медный, а сверху покрыт каким-то другим металлом.
  • Комбинированные. В данном случае комбинируют металл и неметалл.
    Например, медь могут смешать с углеродом. При этом будут получены новые свойства.

Кабель для акустики

  • Кабель из витой пары. Также встречается нескольких видов.
    Подобрать необходимый для себя вариант можно в соответствии с обозначениями, имеющимися на нем. Каждый отдельный вид может оказывать различное влияние на конечный результат воспроизводимого звука.
Читайте также  Принцип действия беспроводной зарядки телефона

Как показал тест, самыми лучшими показателями обладают акустические кабели, выполненные из серебра. С их помощью звук получается очень качественным и чистым.

Примечание: но приобрести такой провод могут только те, у кого есть соответствующие материальные возможности, ведь его стоимость – от 100 долларов за метр.

Провода, выполненные из монокристаллической меди, также дают неплохой звук. Кроме того с их помощью передаются даже самые низкие частоты.

Для колонок кабель

Кабели из бескислородной меди могут давать разный звук. Это напрямую зависит от фирмы-производителя.
При этом качество дешевых китайских вариантов можно даже и не пытаться обсуждать, так как оно является очень низким.

Примечание: не имея достаточных финансов, можно купить недорогой кабель, который создан известной фирмой-производителем.

Композитный акустический кабель имеет равномерное звучание. Однако иногда музыка может «шепелявить», что обусловлено тем, что провод выполнен из меди луженой оловом.

Композитный акустический кабель

Посеребренный медный кабель придает звучанию большую выразительность. Довольно часто с его помощью музыка становится еще лучше, чем в изначальном варианте.

Посеребренный медный кабель

Оказывается, что изоляция кабеля также оказывает большое влияние на его качество. Точнее, это влияние оказывает не сама изоляция, а материал, из которого она выполнена.
Наилучший вариант – кабели с тефлоновой изоляцией. При этом полипропилен обладает худшими свойствами.
Самостоятельно подобрать кабель для колонок не составит никакого труда после прочтения данной статьи. Желательно дома посмотреть фото и видео, где описывается тот или иной вид кабеля.
Таким образом, перед походом в магазин уже будет соответствующая подготовка. Цена может быть различной, завися от отдельных его свойств.
Кроме того выбранный кабель можно будет даже установить своими руками. Однако для этого может потребоваться специальная инструкция.

Вся правда о проводах (если честно, не совсем вся, но много). Журнал «Автозвук»

Сохранить и прочитать потом —

Регулярно посещая несколько аудиофильских интернет-форумов, где идет активное обсуждение различных компонентов, я заметил одну явную закономерность: все, кто активно заявляет о том, что соединительные провода не могут звучать по-разному, если изготовлены из одинакового материала, никогда не опираются на результаты собственных экспериментов. Потому, что их не проводили. Их аргумент — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». А уж тема направленности проводов для них, как красная тряпка для быка. Просто так пройти не могут, обязательно поддержат своим «+1» глумящихся над «замороченными аудиофилами». Зато все защитники другого лагеря неизменно приводят результаты своих сравнительных прослушиваний. Я себя причисляю ко второму лагерю и готов поделиться своим опытом, основанным на сотнях сравнительных прослушиваний и самостоятельном конструировании соединительных проводов. Именно конструировании, потому как при своей кажущейся простоте провода являются сложной конструкцией, а нижеперечисленные элементы конструктива справедливы как для акустических кабелей, так и для межблочных. Это верно даже для питающих кабелей, разве что с небольшой поправкой на специфику применения.

Однажды, еще в то время, когда я занимался установкой аудиосистем в автомобили, зашёл в мой инсталляционный центр наш местный электрик, в советские годы работавший связистом. Увидев силовой провод 2Ga, который мы протянули в багажник автомобиля для подключения усилителя, был реально ошеломлён. Его слова: «Мы таким кабелем подключали радиостанции, вещающие на полмира». С тех самых пор у меня появилась поговорка: нельзя к такой тонкой теме, как звуковоспроизведение, подходить с законом Ома. Вернее, правда, будет сказать так: нельзя только с законом Ома.

Должен отметить, что в последнее время необходимость в качественном питании усилителей понимают даже начинающие свой путь в автозвуке. Это произошло благодаря тому, что на всех автозвуковых форумах даются рекомендации по сечению питающих проводов, а в магазинах есть в наличии комплекты для подключения усилителей с хоть и не очень толстыми проводами, но все же достаточными. А вот использовать толстые акустические провода не желает никто. При этом если новички покупают то, что им предлагают в магазинах, то звуколюбы «в теме» просто считают, что провода сечением 2,5 кв. мм вполне достаточны для любой фронтальной акустики, ведь мощность динамиков намного меньше утюга, который также подключен проводом 2,5 кв. мм. И действительно, если оперировать единственно доступной и понятной простому потребителю величиной — мощностью, то с этим и не поспоришь. Однако я берусь поспорить и даже рассчитываю этот спор выиграть (а иначе бы не брался). И буду в своей доказательной базе использовать электрические параметры, понятные и знакомые гипотетическому электрику, подходящему к звуковоспроизведению с законом Ома. Никакой эзотерики, никаких наездов, типа «раз ты не слышишь этого, значит, ты глухой. »

Итак. Электродинамическая головка по своей сути является электродвигателем переменного тока, который преобразует электрический сигнал в механические движения диффузора с возбуждением звуковых волн. Чем точнее диффузор повторяет электрический сигнал звуковой частоты, тем точнее звук, который мы слышим, будет соответствовать своему эталону, то есть живому звуку, который записали. Это всё теоретически и если не учитывать искажения электронного тракта. Для нашей нынешней темы отправной точкой будет точность механических колебаний. Фактически подвижная часть динамической головки имеет какую-то массу, а значит, имеет инерционность при колебаниях. И для того чтобы точно контролировать движения, усилитель должен иметь достаточный для этого коэффициент демпфирования (КД). Ещё часто применяют термин «демпфинг-фактор». Значение, которое далеко не все производители приводят в технических данных своих изделий. Вычислить значение коэффициента несложно, нужно сопротивление нагрузки разделить на выходное сопротивление усилителя и получить искомую цифру. Нам как раз надо это сейчас проделать. Выходное сопротивление я ни разу не встречал в декларируемых характеристиках усилителей, да и не константа это вовсе, сопротивление меняется от частоты, то есть это импеданс. Но для наших целей это непринципиально, ибо, даже если допустить погрешность в 100%, выводы, к которым мы придём ниже, не изменятся. Давайте возьмём среднестатистическое значение выходного сопротивления транзисторного усилителя — 0,02 Ом, а сопротивление нагрузки 4 Ом. Получаем коэффициент демпфирования, равный 200. Очень хорошее значение, хотя бывает и больше.

Теперь-то можно перейти непосредственно к доказательству необходимости применять толстые акустические провода. Искомый коэффициент мы получили, не учитывая сопротивления соединительных проводов, а оно таково, что его учёт в этой простейшей формуле даёт совершенно другие результаты. Пробежав по сайтам производителей кабельной продукции, я нашел значение сопротивления медного акустического кабеля сечением 2,5 кв. мм — 0,0075 Ом/м. Но это сопротивление одного проводника, а в цепи используются два, значит, умножим на 2. Обычно усилители располагают в багажнике автомобиля, и средняя длина кабеля до фронтальной акустики равна 4 м. Считаем сопротивление акустического кабеля такой длины: 0,0075 х 2 х 4 = 0,06 Ом, то есть в 3 раза больше выходного сопротивления усилителя! С учетом этого фактический коэффициент демпфирования становится равным не 200, а… считаем: 0,02 + 0,06 = 0,08, 4/0,08 = 50. Это уже малый коэффициент, а с учётом того, что современные автомобильные динамики имеют тяжёлую подвижку, становится ясно, что ни о каком разборчивом воспроизведении речь идти не может. Диффузор динамика будет «пролетать» по инерции точку остановки, так как усилитель не сможет контролировать колебания из-за большого сопротивления между ним и динамиком. А попробуем увеличить сечение акустического провода до 10 кв. мм и тем самым снизить сопротивление в 4 раза. Получаем уже совсем другие цифры: 0,06/4 = 0,015, а новое значение КД равно 114, а это в 2,3 раза лучше, чем в первом случае. Теперь понятно, что чем толще акустический кабель и чем он короче, тем лучше звучание. Это касается не только низкочастотного диапазона, на котором происходит большая амплитуда колебаний, но и средних частот, значительно выигрывающих в разборчивости. Толстые провода довольно проблематично протягивать в двери автомобиля, но такая сложность вознаграждается качественным звучанием. Опираясь на проделанные расчеты, сабвуфер просто необходимо подключать толстыми проводами, да и сделать это гораздо проще, чем протянуть провод в двери.

По собственному опыту скажу: разница в звучании между акустическим проводом 4 кв. мм и таким же сдвоенным — 8 кв. мм прекрасно слышна, нужно только каждому, кто желает в этом удостовериться, взять и провести этот простой эксперимент. В своей домашней системе я подключил колонки самодельным акустическим кабелем сечением 40 кв. мм и ни разу об этом не пожалел.

Самый распространенный материал для звуковых проводов — медь, это известно. Но вот качество меди может быть совершенно разным, и не в наших силах его определить, для этого необходимы дорогостоящие приборы и оборудование. Я только призываю не верить в заявленные характеристики производителями, они часто не соответствуют действительности, именно по причине невозможности проверки. Надо брать и слушать самому. Очень хорошо себя показал проводник из чистого серебра — звучание благородное, богатое обертонами и послезвучиями. Однако цена такого кабеля начинается с сотни долларов за метр, и этот факт сильно ограничивает его использование даже в дорогих системах. Нередко встречается проводник из посеребренной меди, практика показала, что такой проводник сильно искажает тембр, звук окрашен, даже резок. Это объясняется тем, что ток, выдавливаемый действием скин-эффекта на высоких частотах, попадает на слой проводника с другими характеристиками, и происходят некоторые искажения. На звуке это слышно как «увеличение яркости» на средневысоких частотах (например, медные духовые, тарелки) и уменьшение «воздуха» и размеров звуковой сцены, съедается «акустика помещения». Попадается также проводник из лужёной оловом меди, звучание такого провода характеризуется ярко выраженным эффектом шепелявости, звук откровенно грязен. При этом нередки случаи, когда лужёная медь выдается за посеребрённый проводник.

Диэлектриков, которые используют в качестве изоляционного материала для аудиокабелей, огромное множество, это вообще отдельная тема, которая по объёму может потянуть на десятки страниц. Постараюсь кратко охарактеризовать часто применяемые. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.

Читайте также  Чем замазывать штробы под проводку?

Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.

Казалось бы, какая разница, как расположены проводники в кабеле, ведь они в изоляции и никак не соприкасаются друг с другом. На самом деле из двух совершенно одинаковых проводников можно сделать совершенно разные по звучанию кабели. Проводники свивают под разным углом, прокладывают параллельно, разносят на разные расстояния, параллелят несколько проводников, используют проводники плоского сечения, набирают проводник из жил разного диаметра и много еще чего. Я не буду конкретно описывать каждый вариант — их огромное множество, а это означает, что единственно правильной конструкции нет. Разнесенные подальше проводники позволяют получать значения погонной емкости и индуктивности практически равными нулю — заметно возрастает детальность звучания, но теряется слитность, музыкальность. Основная задача конструкторов проводов, помимо, конечно, нейтральности и широкополосности — получить оптимальное сочетание детальность/музыкальность. Вот по этим трём критериям и стоит оценивать аудиосоединители.

Две принципиальные конструкции кабелей с очень разнящимися характеристиками

Подключаем колонки в автомобиле самостоятельно

Той аудиосистемы, которая устанавливается изначально автопроизводителем, часто оказывается недостаточно, поэтому водители часто задумываются о том, как подключить колонки в машине к магнитоле. Именно эту тему мы и раскроем ниже. Этот процесс не связан со сложностями, поэтому тратить деньги на специалистов нет необходимости.

Подключаем динамики к автомагнитоле

Прежде чем вы соберётесь подключить колонки к магнитоле, нужно проверить наличие необходимых инструментов и подготовить список всех элементов, которые понадобятся в процессе работы. Итак, под рукой должны находиться:

  • акустический кабель высокого качества. На этом элементе экономить никак нельзя, ведь именно от этого во многом зависит качество звучания;
  • гофра;
  • материал для изоляции;
  • дрель и набор свёрл;
  • тестер.

Выбираем место

Изначально потребуется определиться с местом для расположения будущей акустической системы. В некоторых автомобилях имеется специальное место, которое отведено производителем под колонки. Это можно считать большой удачей. Учтите, что установить передние динамики лучше всего на крайних участках торпеды или разместить их в корпусе дверей. Одинаково хорошими являются эти два варианта, но наиболее популярным является как раз второй, поскольку колонки можно лучше и надёжнее закрепить. Дополнительно можно в дверь встроить акустический подиум.

Внимательно проводим замеры колонок, в частности, их диаметра. Полученные размеры переносим на двери острым ножом или электролобзиком. Чтобы исключить вероятность образования ошибки, можно использовать лекала для переноса размеров.

Относительной второй пары колонок выбирается место в задней части авто. Чаще всего автовладельцы выбирают для этой цели полку в багажнике, но можно рассмотреть и вариант с дверями. Без доработки обойтись никак не получится. Штатная полка, которая больше выполняет декоративную функцию, подлежит демонтажу. На освободившееся место устанавливается акустика с подиумами. Настоятельно советуем поступить именно таким образом, чтобы ваши пассажиры не раздражались от дребезжащего пластика, который будет реагировать так на громкую музыку, исходящую из колонок.

Занимаемся электропроводкой

При отсутствии в дверях специальных отверстий, через которые можно провести кабель, их потребуется сделать самостоятельно. Вот тут нам и пригодится дрель со свёрлами. При этом нужно помнить, что кабель нельзя протягивать без изоляции через металл или пластик в машине. Если вы, конечно, не хотите получить замыкание системы. Во избежание подобных проблем в будущем, нужно использовать прокладочные кольца, которые надёжно фиксируются с внутренней стороны конструкции.

Для проведения кабеля к паре задних колонок нужно использовать края машины. Место под ковриками не подходит, каким бы соблазнительным оно ни было. Акустический кабель можно добавить к общей проводке. Для этого потребуется снять обшивку в машине и разобрать торпеду. Но лучше установить всё хорошо сразу, чем потом сталкиваться с проблемами и исправлять недочёты.

Кабель необходимо изолировать при помощи гофры. Когда она будет натянута, нужно нанести маркировку, на которой отобразить отношение кабеля к передним и задним колонкам. Если сейчас проявить сознательность, то в будущем вам будет легче выполнять остальную работу.

После того как обшивка разобрана, можно приступать к протягиванию кабеля. При установке тыловых колонок кабель для них нужно проводить по одному борту и фиксировать пластиковыми клипсами.

В любом случае некоторая часть проводов будет проходить по полу. Их потребуется обернуть в прочную гофру, наподобие той, которая используется при монтаже электрических кабелей. Не забываем про маркировку, которая должна проводиться на всех проводах. Особенно это касается минусового провода, о котором часто забывают.

Организовываем питание

Вся акустическая система, в том числе и колонки, питается с аккумулятора, который может стать настоящим врагом для магнитолы и динамиков. Плюс с аккумулятора не должен попасть на минус с магнитолы, а также на любую из клемм, которые относятся к колонкам. Хотя оба полюса должны быть подключены именно к аккумулятору. Если, конечно, хотите получить звук максимальной мощности, не испорченный помехами и наводками. Гораздо проще запитать аудиосистему через прикуриватель или замок зажигания. Но пользы от этого будет мало.

После такой полной информации вы точно знаете, как установить колонки в машину. Осталось рассмотреть ещё один вопрос, который помогает решить проблему с недостаточно громким и качественным звучанием, — как подключить усилитель к колонкам в машине.

Завершающий этап

Теперь самое время использовать тестер, при помощи которого нужно проверить каждый кабель на наличие, а вернее, отсутствие замыкания. При отсутствии проблем с электропроводкой можно подключить её к разъёмам и установить головное устройство на его место. Все описанные нами действия категорически нельзя проводить при включённой АКБ.

Когда все этапы позади, можно проверить колонки на наличие сопротивления. Его показатель должен быть на уровне 4 Ом. Теперь можно поставить акустику на её постоянное место в машине и подключить электропроводку. На этом этапе проявляем крайнюю осторожность и не допускаем касания клемм с динамиков и металла с автомобиля.

Осталось проверить насколько хорошо работает наша аудиосистема, подключённая к магнитоле.

Особенности подключения

Много ошибок допускается автовладельцами, когда предпринимаются попытки подключить аудиосистему к магнитоле. Чтобы сократить вероятность возникновения ошибок, перед вами всегда должна находиться схема, которая прилагается к каждой автомагнитоле. Там можно найти схематическое изображение правильного подсоединения в соответствии с фазами.

Клеммы динамиков окрашены в соответствии с полярностью. Плюс часто имеет широкую клемму, а минус, соответственно, узкую. Владельцам старых автомобилей в этом вопросе повезло меньше, поскольку маркировка может вовсе отсутствовать. Найти правильный полюс возможно при помощи обычной батарейки. Ту сторону, на которой имеется плюс, подносим к клеммам динамиков. При движении диффузора наружу можно судить о правильной фазировке. Динамик будет работать при неправильной фазировке, но качество звука будет снижено на 80%. В скором времени динамик откажется работать, а следом за ним и магнитола.

Вы не пожалеете, если выберете для подключения разъёмы и переходники типа ISO. Впоследствии можно будет легко подключить новую магнитолу. Правда, только современную, потому что на старых моделях стоят ещё старые разъёмы. Некоторые умельцы вообще не «заморачиваются» относительно разъёмов, используя метод скручивания проводов. Такой способ не приветствуется специалистами, но имеет широкую популярность у мастеров гаражного уровня.

Вроде бы все правила соблюдаются, но колонки при первых же включениях хрипят и издают несвойственные им звуки. Причина скрывается в попадании внутрь динамика металлической стружки с тех отверстий, которые создавались под кабели. Прочищать динамик сложно и долго, намного проще сразу пройтись магнитом по краю каждого отверстия.

Выбираем усилители для колонок

Внешний усилитель мощности для автомобильной акустики — это верный вариант обеспечить себя качественным звуком. Чтобы усилитель действительно помог устранить проблему, нужно провести грамотную установку, выбрать хорошие провода и внимательно отнестись к деталям.

Чтобы начать устанавливать усилитель, его нужно сначала выбрать, предварительно разобравшись с существующими видами этих устройств. Шикарным вариантом является моноблок, который должен работать совместно с сабвуфером, кроме этого, усилитель может состоять из нескольких каналов. Выбирая сабвуфер, стоит учитывать, что на него приходится сразу два канала.

Усилитель может обладать определённым классом: АВ и D. Агрегаты последнего класса работают совместно с сабвуферами. Учтите, что они сильно нагреваются и сложно охлаждаются. Отличным вариантом для выбора этой техники является усилитель с вентилятором. На крайний случай можно дополнить основную технику компьютерным кулером. Усилитель нельзя ставить в закрытом месте, ведь ему нужна свободная площадь для рассеивания тепла и охлаждения.

Каждый автовладелец сможет установить в своём автомобиле колонки. Сложной эту затею никак не назовёшь, так что можно сэкономить на обращении к мастерам и выполнить всю работу самостоятельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: