Нормы освещения в подъезде жилого дома - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Нормы освещения в подъезде жилого дома

Нормы освещения в подъезде жилого дома

Требования к искусственному освещению в помещениях подъездов многоквартирного дома

Управление Роспотребнадзора по Ярославской области доводит до сведения потребителей жилищно-коммунальных услуг следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закон № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10).

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению и инсоляции в помещениях жилых зданий определены разделом 5 СанПиН 2.1.2.2645-10.

В соответствии с п. 5.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.

В соответствии с ч. 16 ст. 161 Жилищного кодекса РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Учитывая п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правил), обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Требования, установленные СанПиН 2.1.2.2645-10, учитывая направленность санитарного законодательства, имеют превентивную цель недопущения угрозы жизни или здоровью человека, угрозы возникновения и распространения заболеваний.

Освещение подъезда в многоквартирном доме

Комфортное проживание жильцов в многоквартирном доме обеспечивается разными способами. Одним из них служит освещение в подъезде. Хоть многие жильцы и продолжают пользоваться лампами накаливания, растет популярность альтернативных источников освещения, так как они более экономичны, долговечны и имеют небольшой уровень накаливания.

Требования к уровню и способу управления освещенности подъездов

Освещение подъездов можно обустроить экономным способом. Инновационные лампочки дают мягкий свет, который в то же время более интенсивный и менее дорогой. Это не делается своими силами. Необходимо обратиться в управляющую компанию, которая обязана отреагировать в случае, если освещение не соответствует установленным требованиям.

В настоящее время во многих подъездах устанавливается автоматическая система. Благодаря этому в разы сокращающая затраты на электричество. Это также соответствует требованиям, которые установлены в законодательных актах.

Каждый подъезд МКД в обязательном порядке оснащается осветительными приборами. В нормативных документах указывается, какой должна быть освещенность (в люксах). Категоричных указаний на те или иные осветительные приборы в правилах не дается.

Нормы освещенности различных частей подъезда и подсобных помещений

Освещение в подъездах разных помещений имеет свои стандарты и правила (ГОСТы, строительные СНиП). К основным из них относятся следующие:

  • нормирование осуществляется по таблице ВСН 59-88, где содержатся два вида стандартов: света от ламп накаливания или люминесцентных;
  • в лифтах лампы имеют освещенность мощностью 20 лк (для люминесцентных ламп) и 7 лк (для лампочек накаливания);
  • колясочные помещения освещаются лампочками накаливания;
  • шахты лифтов – лампочками накаливания в 5 лк;
  • подвальные и чердачные помещения, так же как электрощитовые, мусоросборочные и другие освещаются лампочками накаливания мощностью 10 лк.

Нормы по управлению освещения подъезда

Автоматика подвергается регулярной модернизации. Нормативную документацию не всегда успевают изменить в связи с появляющимися технологиями. Поэтому нередко нормы освещения в подъездах жилых домов носят рекомендательный характер. В данном случае нужно помнить о следующих моментах:

  • автоматическая система должна включаться и выключаться в ручном режиме;
  • при монтаже системы, которая реагирует в автоматическом режиме, свет должен включаться с разной степенью освещенности;
  • если применяются датчики, то предусматривается аварийное освещение, включаемое на лестничных клетках в автоматическом и в ручном режиме;
  • аппараты, освещающие чердак, находятся вне этого помещения.

Кто оплачивает освещение в подъездах, и как определяется сумма

Освещение в подъездах относится к общедомовым нуждам. Если раньше расход электричества на общедомовые нужды прописывался в квитанции отдельно, то с начала 2017 года этот пункт убрали. В настоящее время расчет выполняется в зависимости от наличия или отсутствия общедомового счетчика.

Если установлен общедомовой счетчик, то показатели определяют сотрудники надзорной инстанции совместно с представителями дома. После этого рассчитывается разница между полученной суммой и значениями учета в каждой квартире.

Также имеет значение количество квадратных метров, не оборудованных датчиками. Результат распределяется между домовладельцами в зависимости от площади помещения. Чем больше квадратных метров в квартире, тем больше придется платить за электрическую энергию по ОДН.

Если счетчик отсутствует, то оплата осуществляется в соответствии с действующими нормативами, установленными в регионе.

Кем выполняется замена освещения в подъездах

Если в подъезде нет света, то причину можно определить самостоятельно. Она может заключаться в следующем:

  • перегорание лампочки;
  • неисправность плафона;
  • замыкание;
  • повреждение выключателей;
  • поломка распределительного щита;
  • авария;
  • плановые работы.
Читайте также  Почему быстро стираются щетки на болгарке?

После выяснения причины о поломке сообщают в управляющую компанию или товарищество собственников жилья. Эти организации ответственны за обеспечение света в подъездах многоквартирного дома (обязанность не распространяется на балконы, решение об освещении которых принимают домовладельцы).

Куда обращаться, если в подъездах нет освещения

Жильцы могут позвонить или прийти в УК и подать соответствующее заявление. Специалисты управляющей компании должны провести необходимые работы уже на следующий день после обращения. При задержке жильцы вправе обращаться в жилищную инспекцию или в прокуратуру. В отдельных случаях период, в течение которого выполняются работы, может продлеваться до 7 дней.

Какие возможны последствия для УК, если отсутствует освещение в подъездах

Освещение в подъезде очень важно, так как помимо прямого назначения, оно обеспечивает безопасность жильцов и защиту от кражи. Поэтому уполномоченные организации обязаны в срочном порядке реагировать на эти заявки.

Если по истечении 7 дней после подачи заявки проблема не устранена, управляющая компания может быть привлечена к юридической ответственности по КОаП. В соответствии со статьей 7.22 кодекса на должностных лиц возлагается штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. А штраф юридических лиц составляет сумму от 40 до 50 тыс. руб.

Права и законные интересы граждан контролирует государственная жилищная инспекция. Специалисты этой организации и администрации вправе составить протоколы в случае, если будут выявлены соответствующие нарушения.

Схемы автоматизации подъездного освещения

Освещение в подъездах многоквартирных домов осуществляется разными способами. Каждая схема имеет свои особенности. Они могут совмещать друг друга или иметь схожие характеристики. Ниже приведены варианты, которые распространены больше всего.

Управление освещением при помощи кнопочных постов

Способ больше подходит для малоэтажек, жильцы которых отличаются сознательным отношением. С его помощью возможно экономить деньги, но это зависит только от жильцов. Главное преимущество этого способа заключается в доступной цене.

Управление осуществляется двумя способами.

Первый – представляет собой кнопочный пост, находящийся в подъезде у входа и на каждом этаже.

Второй – дает возможность включать и выключать свет только на лестничном проеме. Подвалы и чердаки имеют наружное освещение в виде стандартного выключателя или специального датчика.

Если владельцы квартир не проявляют сознательность в общедомовых вопросах, то свет может отключаться посредством таймера.

Использование датчиков освещенности

При хорошем естественном освещении подходящим вариантом является использование системы с датчиками освещенности. Это – не самый экономный вариант, но используется как альтернатива стандартному выключателю.

Датчик устанавливается в темном месте. Прибор срабатывает при потемнении. При этом освещение может включаться в подъезде или снаружи помещения. В подсобных же помещениях целесообразно использовать стандартные выключатели.

Использование датчиков движения

Данная схема возникла не так давно, но ее популярность растет с каждым годом. При применении датчиков движения достигается экономия. Причем внимания со стороны жильцов не требуется.

В этом случае датчики устанавливаются на каждом этаже, но иногда – по одному при входе в подъезд. После срабатывания прибора отсчитывается время до отключения. При наличии лифта включение света осуществляется по-разному. Чаще всего датчик срабатывает при выходе из лифта. Подсобные же помещения подъезда лучше оборудовать стандартными выключателями.

Совмещенные схемы освещения

Нередко в подъездах применяют комбинированные схемы освещения. При этом ориентируются на тип помещения и поставленные задачи. К примеру, основным пускателем устанавливается датчик освещения, который срабатывает при слабом свете и подает сигнал датчикам движения, монтированным снаружи, в вестибюле и в лифте.

В другом примере в качестве основного используется датчик движения. Другие помещения имеют возможность включения посредством стандартных выключателей.

Освещение многоквартирного дома — нормы

Для освещения квартир, подъездов, подвалов и придомовых территорий существует ряд законных требований, которые имеют чёткие регламентированные параметры. Особенно, это касается наружного освещения, так как от него зависит и внешний вид двора, и криминогенная ситуация в нём, а также травматизм. Требования же к организации осветительных систем самих квартир большое основываются на пожарной безопасности и на правилах устройства электроустановок и учёта электроэнергии. Немаловажное значение в освещении общественных жилых многоквартирных домов выделяется для подъездов и лестничных клеток, так как их организация чаще всего возложена на организацию, обеспечивающую жилищно-коммунальные услуги.

Освещение в подъезде многоквартирного дома

Для любой организации домовладельца освещение в подъезде является очень существенной статьёй расходов. Существует ряд норм и правил которым оно должно соответствовать. Все они чётко описаны в ГОСТе и нормируются согласно ВСН 59–88 и это закон.

Вот основные их требования, которые требует закон:

  1. Во всех общественных помещениях и зданиях должна применяться система общего освещения;
  2. Любое жилое здание выше шести этажей, или же если в нём проживает 50 человек и более, должно иметь специальное эвакуационное освещение. Эти эвакуационные светильники должны быть установлены по линиям основных проходов и на площадках перед лифтами;
  3. Линии освещения в случае пожара следует подключать к сети эвакуационной осветительной системы, при этом интенсивность его должна соответствовать норме;
  4. В соответствии с таблицей, указанной в этом документе, всё освещение нормируется исходя из его классификации, то есть люминесцентное (дневного света) или с помощью, уже немного устаревших, ламп накаливания. Наименьшая освещённость на лестничных клетках в подъездах и поэтажных коридорах должна быть не ниже 10 Лк при освещении люминесцентными источниками света, и не меньше 5 при освещении лампами накаливания. Данные системы освещения должны освещать площадки, ступеньки лестниц, пол коридоров. Если освещение лестничных клеток осуществляется в комплексе, то есть этими двумя типами светильников, то расчёт минимальной освещённости должен быть рассчитан по люминесцентному типу, а это значит не меньше 10 Лк.

Однако, последнее несколько лет технология производства светильников и систем освещения шагнула вперёд и с появлением светодиодных светильников, а также со снижением стоимости на эту продукцию открываются новые горизонты в освещении подъездов и лестничных клеток. Светодиодные источники света, применяемые для освещения, обладают рядом преимуществ не только по отношению к лампам накаливания, но и в сравнении с люминесцентными приборами, излучающими свет. Также они могут быть оснащены датчиками движения и освещённости, что позволяет ещё больше сэкономить затраты электроэнергии, а значит и средств, на освещение общественных многоквартирных зданий.

Любой светильник рекомендуется оборудовать антивандальной системой, то есть или крепким антиударным стеклом, или металлической решеткой защищающий плафон светильника.

Освещение подвала многоквартирного дома

При организации освещения подвалов многоквартирных домов и зданий, а также их так называемых цокольных этажей, предъявляются особые строгие требования по электробезопасности, а также в отношении пожарной безопасности. Питания для такого освещения должно быть снижено до как минимум 42 вольт, так как в подвалах много влаги, да ещё и пол выполнен из токопроводящего материала. Рекомендуется выполнять понижение питающего напряжения путем гальванической развязки, то есть применяя трансформатор. Первичная обмотка которого должна быть рассчитана на напряжение 220 вольт, а вторичная на 36-42 Вольта, при этом вторичная обмотка обязательно заземляется для того, чтобы при поломке этого понижающего устройства не произошло прямого пробоя и во вторичных цепях не появилось опасное для человека и его здоровья напряжение.

Читайте также  Роторный мотор принцип работы

Ещё одним из требований, предъявляемых к подвальному освещению, является применение защитного заземления корпусов светильников. При прокладке и монтаже проводки стоит учесть одно железное правило, нельзя соединять медный и алюминиевый провод, особенно во влажных помещениях. Такой контакт не долговечен из-за химической реакции этих материалов.

Класс защиты светильников от попадания в них влаги и пыли должен быть не ниже чем IP 44. Это защитит не только сам светильник и лампу, но и обеспечит их надёжную, безаварийную и долговечную работу в течение всего срока службы. Вся проводка освещения чаще всего прокладывается открытым типом, или же в металлических трубах и гофрированных специальных трубках, называемых электриками рукавом. Это защитит проводку от механических повреждений. Метал рукав заземляется, опять же чтобы защитить человека от пробития фазы на корпус. Что же касается нормы освещённости, то она должна быть не меньше 10 Лк для ламп накаливания, другие источники не нормируются, но специалисты всё-таки рекомендует для этого типа освещения тоже применять экономичные светодиодные светильники с высокими показателями IP.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Организация хорошего освещения придомовых территорий залог не только эстетического комфорта и удобства, но и безопасности, так как все воры и грабители предпочитают нападать в тёмное время суток на неосвещённых или плохо освещённых участках. Также качественное и правильное освещение двора нужно для безопасного передвижения и снижения травматизма при движении людей по тротуарам многоквартирных зданий.

Для освещения придомовой территорию любого многоквартирного здания или сооружения должны быть чётко выполнены требования, которые указаны в своде правил СП 52.13330.2011. Это документ является официальным изданием, в котором указано, что:

  1. На входе в любой многоквартирный подъезд должен быть установлен светильник, излучающий не менее 6 Лк освещённости.
  2. Дорожки и тротуары для передвижения пешеходов должны освещаться не менее 4 Лк, это же касается и автомобильного проезда прилегающих территорий.
  3. Территории, относящиеся к дополнительным (различные хоз. постройки), должны освещаться светильниками или прожекторами закрытого типа излучающими не менее 2 Лк светового потока.
  4. Дворовый светильник может быть выполнен на основе любой системы, с применений как ламп накаливания, так и светодиодных или энергосберегающих ламп.

В случае не поддержания данных требований проживающее в здании граждане имеют законное право писать жалобу в администрацию, занимающуюся муниципальным хозяйством или же в городское управление. Существуют множество горячих линий для обращения и к мэру города, и к отельным министерствам, или же прямо в суд. Если под жалобой подпишется весь подъезд или дом, то это только ускорит решение создавшейся проблемы.

Нормы освещения в подъезде жилого дома

Настройки отображения

  • Общая информация
    • О руководителе
    • Адрес и схема проезда
    • Порядок и время приема граждан
    • Наши информационные системы
    • Структура
    • Полномочия, задачи, функции
  • Деятельность
    • Оцените качество предоставления ЖКУ!
    • Конкурсы
    • Планы работ
    • Перечень обязательных требований
    • Энергоэффективность и энергосбережение
    • Административные наказания за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде
    • ГИС ЖКХ
    • Доска почёта
    • Статистические данные и показатели
    • Капитальный ремонт МКД
    • Лицензирование
    • Результаты деятельности
    • Контрольно-надзорная деятельность
  • Приемная
    • Контакты
    • Подать электронное обращение
    • Порядок и время приема граждан
    • Прием глав муниципальных образований
    • Личный приём начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области
  • Уголок потребителя
  • Обращения граждан
    • Порядок обращений
    • Порядок и время приема граждан
    • Правовая база
    • Отчеты
    • Электронное обращение
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы, бланки
    • Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Карта коррупционных рисков
    • Опрос общественного мнения по оценке уровня коррупции
    • Международный молодежный конкурс «Вместе против коррупции!»
    • Социальные видеоролики
  • Документы
    • Документы по организации работы с персональными данными
    • Информация о размещении заказов
    • Положение об органе власти
    • Правовое обеспечение деятельности
    • Проекты нормативных правовых актов
    • Административные регламенты
    • Муниципальный жилищный контроль
  • Телефон «горячей линии»
  • Председателю ТСЖ
  • Владельцам специальных счетов
  • Общественный совет
    • Общественный совет 2016 — 2018
    • Общественный совет 2019 — 2022
    • Информационные материалы общественного совета
  • Контрольно-надзорная деятельность
    • Положение о виде регионального государственного контроля (надзора)
    • Административные регламенты
    • Перечень НПА (обязательных требований)
    • Критерии отнесения к категории риска/классу опасности
    • Профилактика рисков причинения вреда
    • Публичные обсуждения правоприменительной практики
    • Мероприятия по контролю без взаимодействия с юр. лицами, ИП
    • Методика оценки эффективности и результативности КНД
    • Антимонопольный комплаенс
    • Реестр подконтрольных субъектов
    • Информатизация КНД
    • Реквизиты для оплаты административных штрафов
    • Чек-листы для самопроверки
  • Обеспечение доступной среды для инвалидов
  • Информация для управляющих организаций
    • О размещении информации в ГИС ЖКХ
    • О проведении проверок протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
    • О сроке приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области
    • О порядке вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
    • Выдача лицензий на управление многоквартирными домами в электронном виде

Согласно 4.8.14, 5.6.6 Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, пункта 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок, обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений. Освещение в лестничных клетках должно быть исправно.

Предельный срок устранения неисправностей в системе освещения общедомовых помещений (с заменых ламп накаливания, люминесцентных ламп выключателей и конструктивных элементов светильников) составляет 7 суток.

Неисправности аварийного порядка такое как, короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети, и т.п. устраняется незамедлительно.

За неисполнение установленных требований к надлежащему содержанию общедомовой системы электроснабжения УК, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

ТСЖ, ЖСК, ТСН, осуществляющие деятельность по управлению, исполнению обязательных требований, также несут административную ответственность, но только по статьи 7.22 КоАП, в том числе в виде штрафов.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

Читайте также  Какие автоматы ставить в частном доме?

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: