Расстояние между опорами освещения в городе - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Расстояние между опорами освещения в городе

Расстояние между опорами освещения

Осветительные опоры, помимо поддержки светильника, функционируют в качестве стойки для рекламных щитов или указателей.

Технический расчет расстояний между опорами – обязательное условие обустройства осветительной системы в городе, сельской местности, на промышленных объектах. От соблюдения точного расстояния зависит эффективность светопередачи и безопасность людей.

Как оборудуется уличная подсветка?

Освещение городских улиц обеспечивают светильники на опорах из железобетона, металла или бетона. Осветительные конструкции устанавливают на автодорогах и тротуарах, заправочных станция, пешеходных дорожках, площадях, перед входными группами учреждений. Конструкция устройства уличного освещения включает опору и световой источник, расположенный на вершине опоры. В парках и скверах используются декоративные маломощные светильники, на автодорогах – высокомощные осветительные приборы.

Продукция

Опоры граненые силовые

Опора силовая фланцевая трубчатая

Опора несиловая фланцевая граненая

Если у вас есть вопросы, которые требуют немедленного решения, позвоните или напишите нам!

Осветительные опоры различаются высотой и структурой, а также способом подключения электрокабеля. Для получения эффективной подсветки конструкция устроена таким образом, чтобы светильники формировали перекрещивающиеся световые конусы.

Фонарные опоры, помимо поддержки светильника, функционируют в качестве стойки для рекламных щитов или указателей.

Как строятся расчеты расстояний между опорами?

Расстояние между соседними объектами в строительстве именуется пролетами. Значения этих параметров регламентируется государственными стандартами и специальной строительной документацией (ГОСТ, СНиП). При расчете пролетов учитываются следующие факторы:

  • высота расположения светильника на опоре;
  • модификация осветительной опоры;
  • тип и мощность световых источников;
  • характер иллюминации;
  • особенности городской или сельской местности;
  • рельеф грунта.

Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс. При снижении этого показателя до 1000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам. Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.

Категория объекта по освещению Улицы, дороги и площади Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м 2 Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
А Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения Св. 3000
Св. 1000 до 3000
От 500 до 1000
1,6
1,2
0,8
20
20
15
Б Магистральные улицы районного значения Св. 2000
Св. 1000 до 2000
От 500 до 1000
Менее 500
1,0
0,8
0,6
0,4
15
15
10
10
В Улицы и дороги местного значения 500 и более
Менее 500
Одиночные автомобили
0,4
0,3
0,2
6
4
4

Особые требования установлены строительными регламентами в отношении монтажа осветительных конструкций. Нормативы касаются места расположения осветительных опор относительно сторонних объектов: зданий, сооружений, площадок, автодорог.

Предписанные стандарты определяют:

  • на скоростных дорогах расстояние между точкой монтажа и бордюром составляет один метр;
  • мало загруженные квартальные дороги освещаются опорами, расположенными в полуметре от бордюров;
  • 30 см – минимальное расстояние от осветительных конструкций до дорог с запрещенным движением большегрузов и тяжеловесных фур;
  • 1,75 м – расстояние между опорой и краем дороги, не оформленной бордюром.

От чего зависит определение расстояния между столбами?

Вычисления размера пролетов осветительных столбов вдоль автотрасс базируется на следующих показателях:

Количество светильников на опоре вдоль дороги с односторонним движением равняется одной пятой части от высоты столба (прямоугольное или осевое расположение), или одной седьмой части (шахматное расположение).

Расстояние между столбами освещения в городе и на трассе

Строитель 4 разряда

Провести проектирование и монтаж освещения на улицах гораздо сложнее, чем в быту. Это обусловлено большим количеством различных правил, ведь осветительные приборы такого уровня рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Одним из важнейших факторов является расчет расстояния между столбами. В городе расставить опоры значительно проще, чем на окраинах.

Осветительные установки на улице и трассах должны быть установлены по целому ряду правил

Разновидности и материал опор

Одна из основных характеристик осветительных столбов – материал, который используется при их изготовлении. Для производства этих устройств обычно применяются:

  1. Бетон — оптимальный вариант для городских условий.
  2. Дерево нередко можно увидеть в сельских и лесных районах. Существенным недостатком таких опор является неустойчивость к обледенениям и сильным ветрам. Столбы постоянно ломаются, а жители остаются без света. В последнее время деревянные конструкции стараются заменить изделиями из железобетона, стекловолокна или металла.
  3. Железобетон – очень распространен в больших городах.
  4. Стекловолокно считается композитным материалом. Его используют для установки осветительных систем в деревнях и маленьких городах.
  5. Металлические приспособления – производят как из простых, так и из оцинкованных металлов. Зачастую их размещают в условиях города.

В этом видео вы узнаете о нюансах установки фонарных столбов:

Конструкции из дерева и бетона

Деревянные конструкции первыми использовались при установке уличного освещения. Обычно для этих целей выбирали сосновые породы деревьев. Они характеризуются малым весом, вследствие чего удобны в транспортировке и установке. Монтаж осуществляется без использования специальной техники.

Несмотря на подверженность к воздействию ветров и низких температур, деревянные столбы устойчивы к высокой влажности почвы. Дерево характеризуется высокими изоляционными свойствами, благодаря которым пешеходы защищены от поражения электрическим током. Кроме этого, лишнее электричества уходит в грунт, что важно для экономии средств.

Конструкции из бетона широко распространены на территории РФ. Для их производства важным фактором является качество бетона и способ изготовления. Такие изделия отличаются низкой стоимостью, а также длительным сроком эксплуатации (до 50 лет), им не нужен особый уход.

Бетонные опоры прочны из-за арматурного каркаса внутри. Многие специалисты склонны думать, что у них гораздо больше плюсов, чем минусов: они устойчивы к воздействию высоких нагрузок, ржавчины, могут выдержать значительные перепады температур. К недостаткам можно отнести порчу под действием грунтовых вод и неэстетичный вид. Кроме того, установка и транспортировка обходятся очень дорого.

Металлические и железобетонные изделия

Зачастую такие конструкции производят из цинка, стали или алюминия. Металлические изделия появились не так давно, но уже приобрели популярность. Они обладают рядом преимуществ: выглядят ярко и привлекательно, удобны в доставке и монтаже из-за малых объемов и легкости.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость, по сравнению с оборудованием из других материалов, а также необходимость регулярного окрашивания изделий, чтобы избежать появления ржавчины.

Железобетонные опоры прочны и устойчивы к атмосферным воздействиям, являются одним из видов бетонных конструкций, которые армированы металлическими прутьями. Изделия не привлекают внешним видом, а также сложны в установке: во время монтажа требуется помощь специализированной техники. Столбы стоят дешево, но при авариях и обрушениях могут серьезно пострадать люди.

Основные принципы размещения

Для ночного освещения улиц многие годы используют столбы. Постоянный свет необходим на различных участках дорог в любых районах. Некоторые из них:

  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • проезжие части;
  • места расположения различных учреждений;
  • заправки;
  • автостоянки и прочие.

При проектировке систем следует изучить суть и назначение самих осветительных конструкций. Они состоят из двух частей:

  1. Главная — представлена в виде столбика, который может отличаться по высоте. Это связано с его функциональностью и местом размещения. Высоту подбирают так, чтобы падающие лучи света образовывали на земле пересекающиеся конусы.
  2. Источник света. Эти приборы устанавливаются на осветительных опорах и отличаются по мощности в форме и так далее. Показатели зависят от места расположения линии. Например, при проектировании подсветки автодорог нужно использовать мощные светильники, что чревато увеличением расходов на сам прибор. Для иллюминации скверов и других мест отдыха допустимы опоры меньшей высоты, оснащенные декоративными источниками света.

Основные параметры

Расстояние между соседними опорами принято называть пролетом. Для контроля этих дистанции существуют требования, установленные ГОСТ и СНиП.

Зачастую трудно определить, какое именно расстояние должно быть между столбами в городе, деревне или труднодоступной местности. Для каждого конкретного случая в СНиП прописаны пункты. Дистанцию между опорами уличного освещения следует рассчитывать, учитывая такие параметры:

  1. Требуемый уровень освещения для конкретной местности, где нужно установить фонари. В условиях города и деревни эти значения существенно отличаются.
  2. Количество светильников на опоре.
  3. Тип и мощность устройств.
  4. Высота расположения фонарей на столбах.
  5. Виды ламп, используемых для освещения – люминесцентные, светодиодные или другие.

По установке опор важно знать, какое расстояние между столбами освещения предусмотрено нормами. Среднее значение варьируется от 35 до 45 м (максимальное — 50 м) при напряжении 1 кВ. Показатели зависят от номинального напряжения электрической сети. Подробные значения для каждого конкретного случая приведены в таблице.

Расстояние между осветительными столбами зависит от их характеристик

Вспомогательные факторы

Во время монтажа осветительных опор следует учитывать не только расстояние между соседними опорами, но и дистанцию до объектов архитектурного и дорожного назначения по всей улице. Поэтому следует обращать внимание на прописанные требования перед тем, как планировать размещение фонарных столбов. К этим нормативам относятся следующие факторы:

  1. Во время установки освещения вдоль магистральных дорог дистанция от столба до бордюра должно быть не менее одного метра. Для всех остальных трасс этот параметр составляет 50 см. Разрешается устанавливать опоры на разделяющей полосе при ее ширине не меньше 5 метров.
  2. При отсутствии бордюра допустимо не менее 1,75 м от столба до дороги.
  3. По автомобильным трассам, на которых не ездят крупногабаритные машины, допустима дистанция в 30 см.
  4. При подводке электрокабеля к фонарям посредством воздушных ЛЭП требуется промежуток от столбов до балконов не менее одного метра.
Читайте также  Как переделать трехфазный генератор в однофазный?

Осветительные столбы на трассах не должны быть ближе 1-го метра к бордюрам

Нормативная документация устанавливает требования касательно загруженности движения на городских и магистральных улицах. Это значение составляет 3 тыс. человек/ час. Если этот показатель превышается, средняя освещенность участка должна быть не менее 20 люкс.

При уменьшении значения до 1 тыс. человек допустимая освещенность 15 люкс. При проходимости не более 500 человек показатель составляет 8 пунктов. На городских площадях и мостах требуется освещение не менее 25 люкс. Во дворах жилых домов – 3-4 люкс.

Если соблюдать все эти требования, далеко не всегда получается выдержать требуемую дистанцию между опорами, на которых размещается уличное освещение. Если столбцы смещаются, изменяется пропорциональность радиусов световых потоков, следовательно, возникает необходимость в перерасчете значения пролетов.

Для придерживание регламентированного расстояние между осветительными столбами на улице
следует чётко следовать правилам и схеме установки

В городских условиях высота столбов должна быть 20 метров. Прежде чем начинать монтаж, следует убедиться в наличии специальной техники и обслуживающего персонала. Кроме этого, необходимо экономически и технически обосновать надобность такой высоты конструкций.

Прежде чем начинать установку осветительных опор, следует произвести все требуемые расчеты и замеры. Некоторые из них:

  1. Расстановка фонарных столбов с учетом их отдаления от близкорасположенных зданий и объектов. Такие вычисления проводятся для каждой конструкции отдельно.
  2. Длина пролета, значение которой рассчитывается от одной опоры к другой.

Основным параметром осветительных установок является степень освещения, которое измеряется в люксах

Изменить дистанцию расположения опор не получится: их установка должна быть выполнена в соответствии с установленными требованиями. Могут появиться трудности при вычислении длины пролета. Это обусловлено тем, что конструкции могут смещаться ввиду некоторых нюансов:

  • количество ламп на опоре;
  • мощность осветительных устройств;
  • высота установки.

Если при вычислении использовать специальные таблицы с установленными значениями согласно ГОСТ, значительно упрощается процедура проведения расчетов. Каждая осветительная линия обладает характерными особенностями, которые могут оказать влияние на конечные значения расчетов.

При расчетах с использованием этой таблицы следует учитывать, что данные в ней приближены к максимальным значениям, утвержденным нормативными актами касательно размещения систем освещения.

Если правильно определить расстояние между столбами на трассе, это поможет уменьшить количество ДТП, улучшить безопасность пешеходов во время движения по тротуарам. Кроме этого, освещение будет более качественным и эффективным.

Расстояние между столбами освещения: в городах и на трассах по ГОСТу и СНиП

Создание комфортных условий, а также освещения территории – основная задача каждого владельца недвижимости. В этой связи знание такого показателя, как расстояние между столбами освещения, позволяет грамотно и с требуемой экономией обеспечить оптимальные условия подъезда и прохода к дому. Однако при реализации подобного проекта необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с соблюдением расстояний между фонарями.

Важные нюансы размещения столбов освещения

В целях организации освещения в темное время используются уличные фонари, которые крепятся на опорах. В качестве материалов для их создания в зависимости от личных предпочтений чаще всего применяется железобетон, бетон и дерево.

Несмотря на то, что расстояние между осветительными столбами – важнейшее значение, в ходе выполнения работ важно понимать предназначение опорных конструкций. Таковые в своем составе имеют следующие составные части:

  1. Основной удерживающий элемент, представляющий собой стальную прожекторную мачту. Выяснить, какое расстояние является наиболее оптимальным, не представляет сложности. Высота варьируется в зависимости от функций и места размещения столбов освещения. Чаще всего для организации освещения этот показатель складывается с учетом количества опор электропередачи в населенном пункте и подбирается так, чтобы ниспадающие световые лучи формировали пересекающиеся между собой конусы.
  2. Столбы с распределительными лючками. Эти приспособления размещаются в верхней части опор. Они различаются по виду, форме и мощности. В ходе монтажа таких деталей важно учитывать место предполагаемой установки. Так, если планируется создание иллюминации для транспортных дорог с радиусом поворота, то целесообразнее использовать мощные приборы. В случае применения для освещения пешеходных зон или подхода (подъезда) к дому рациональнее воспользоваться умеренными декоративными источниками с меньшей высотой опорных столбов.

Важной особенностью при определении дистанции между опорами освещения является обязательный учет размещения на таких конструкциях дополнительного оборудования.

Это обусловлено тем, что очень часто столбы с фонарями применяются и в качестве удерживающих элементов различных проводных линий: телефона, ЛЭП и пр.

В такой ситуации расстояние между опорами уличного освещения обязательно должно составлять несколько большие значения, чем установленные нормами.

Параметры расстояний при расчете согласно ГОСТу и нормам СНиП

Согласно требованиям СНиП и ГОСТа дистанцию между соседними опорами принято называть пролетом. Если планируется устанавливать столбы освещения вдоль дорог, то этот показатель в зависимости от мест расположения фонарей необходимо устанавливать на основе следующих параметров:

  • требуемого уровня света;
  • числа, типа и мощности фонарей, установленных на одной мачте;
  • необходимой высоты.

С учетом перечисленных особенностей следует понимать, что минимальным расстоянием между опорами освещения признано 35 м. При этом данный показатель относится именно к мачтовым конструкциям, а каких-либо требований к установке светодиодных лент на определенных частях улиц не предъявляется.

От дороги расстояние определяется с учетом наличия бордюра (от крайнего положения земли – начала дорожного полотна или от бордюра).

В парках, на городских аллеях, как правило, невысокие светильники устанавливаются на расстоянии не менее 3 метров друг от друга. Этот параметр не является нормативным и зависит только от мощности осветительных приборов.

Дополнительные значения удаленности от опор

При определении оптимальной длины пролета важно брать во внимание и необходимые промежутки до объектов архитектурного и дорожного строительства, в частности, расстояние от дороги до опоры с учетом характеристик проводов ОСТ.

Числовые показатели таких параметров также регламентируются требованиями руководящих документов, и наиболее распространенные из них представлены в таблице.

№ п/п Наличие бордюра Тип объекта Минимальное расстояние от опоры, м
1. Да Магистральная дорога 1 м
2. Да Остальные виды дорог 0,5 м
3. Нет Все типы трасс 1,75 м
4. Нет Не предназначенные для крупного автомобильного движения дороги 0,3 м
5. Нет Балкон, окна жилых домов, металлоконструкции, металлические рамы 1 м

Кроме представленных характеристик, технической документацией также закреплен показатель интенсивности и загруженности дорожных трасс, относящийся и к установкам транспортных развязок.

Значения такового для разных объектов с учетом устанавливаемых ламп или светодиодов представлены в таблице.

№ п/п Уровень загруженности, чел./час Нормы освещенности дорог, люксы
1. 3000 и выше 20 и более
2. 2500–3000 15–20
3. 1000–2000 10–15
4. 500–1000 8
5. до 500 4

Стремясь к соблюдению приведенных требований, в ряде случаев при определении расстояния не всегда получается выдержать предписанные нормы. Это обусловлено тем, что смещение одного из столбов может коренным образом изменить потоки света и вызвать необходимость пересчета промежутков.

ГОСТ в городе предусматривает оптимальные значения такого показателя, как высота осветительных конструкций, с учетом движения городского транспорта в 20 м. При этом перед началом монтажа столбов освещения необходимо также продумать возможность последующего обслуживания.

Расчет основных параметров

Перед установкой фонарных опорных элементов нужно следовать пути предварительного вычисления и измерения, для чего устанавливаются:

  • одинаковая дистанция между всеми столбами или опорами освещения;
  • расстояния каждой мачты прожекторной от иных объектов.

В последнем случае существенным образом изменить промежутки не получится ввиду четкого их закрепления нормативными документами. С длиной пролета между столбами ситуация иная – таковая может изменяться на несколько метров, что связано со следующими факторами:

  • предполагаемой мощностью и высотой размещения светильника;
  • количеством устанавливаемых на столбе приборов освещения.

Перед проведением расчета параметров размещения осветительных опор целесообразнее всего с учетом конкретных правил установки опор ЛЭП и существующих объектов предварительно узнать необходимые дистанции, после чего набросать план строительства.

При разработке этого документа следует исходить из того, что расстояние между столбами устанавливается соответствующими правилами и составляет 35 м.

Целесообразность проведения точных расчетов

Точные расчеты расстояний и установка фонарных столбов – не прихоть законодателя, а выверенные показатели, выявленные на основе опыта строителей. Правильное вычисление этого значения как от объектов, так и между столбами освещения позволяет:

  • сократить число аварий;
  • обеспечить безопасность передвижения в пешеходных зонах;
  • создать благоприятные условия освещенности в ночное время;
  • снизить уровень преступности.

Знания требований нормативных документов и того, на каком расстоянии стоят столбы освещения, в совокупности с правильной подготовкой будут способствовать обустройству грамотной иллюминации на участке собственника, а также наружной подсветки на прилегающей территории.

Что следует знать о расстоянии между столбами при создании уличного освещения

Уличное освещение очень сильно отличается от привычного всем нам домашнего освещения. Здесь все следует прагматичности, функциональности и долговечности. Ведь если все это не будет соблюдаться, то от уличного типа освещения будет мало проку.

Одним из наиболее важных параметров наружного освещения является правильный расчет расстояния между уличными столбами. Причем, если в центре города этот вопрос не столь щепетилен, то в частном секторе и на окраинах, так же как и в деревне, здесь могут возникнуть определенные сложности в плане реализации. Наша статья расскажет вам, что необходимо знать о таком понятии, как расстояние между осветительными столбами.

Читайте также  Обжим телефонного кабеля 2 жилы

Особенности наружной подсветки

Уже много лет для наружного варианта освещения в городах и селах активно используются фонарные столбы. На сегодняшний день они могут изготавливаться различными способами и из разных материалов (бетон, железобетон, металл).
Целью уличного варианта освещения является создание полноценного светового потока для различных участков города:

  • проезжей части магистралей, автомобильных дорог;
  • тротуаров и пешеходных дорог;
  • парков и скверов;
  • территории государственных, общественных и образовательных сооружений;
  • парковок;
  • заправок и т. д.

Где бы ни была потребность в установке наружного типа освещения, всегда возникает справедливый вопрос – каково должно быть расстояние, которое будет между двумя соседними столбами.
Чтобы понять, почему это расстояние так важно, необходимо знать, что собой представляет опора для уличного варианта освещения. Такая опора состоит из двух частей:

  • источник света. На вершине фонарного столба всегда размещаются осветительные приборы. Какими светильниками будет увенчана опора зависит от того места, где он размещен. Для освещения автомобильных дорог следует использовать мощные прожекторы, а вот для парков и скверов подойдут декоративные фонари;

Обратите внимание! Уличные стояки с декоративными фонарями могут использоваться как городскими властями как для подсветки парков, так и частными лицами при установке в саду. Такими столбами и светильниками можно украсить всю приусадебную территорию по периметру.

Декоративный фонарный столб

  • собственно столб. Он может иметь различную высоту в зависимости от того, где он будет размещаться. В городе и в деревне такие столбы имеют обычно достаточную высоту для того, чтобы падающий свет от светильников формировали пересекающиеся осветительные конусы.

Обратите внимание! Если у вас есть дача, то на ней вы в саду можете своими руками установить фонарные столбы для освещения любой высоты.

Чтобы уличное освещение могло полноценно подсвечивать определенные участки города, села или приусадебной территории, расстояние между столбами должно быть таким, чтобы формировать пересекающиеся конусы света.
Кроме этого сами опоры могут использоваться для того, чтобы не только удерживать на нужной высоте светильники, но и провода электропередач. В такой ситуации, расстояние для опор, в отличие от столбов со светильниками может быть не таким уж небольшим.

Особенности дистанции между опорами

Расстояние, которое будет между соседними столбами, называется пролетом. Для таких пролетов в регламентирующей документации (ГОСТ, СНиП) прописаны свои правила и нормы. Пример этаких пролетов приведен ниже.

Пролеты между столбами

При этом каждый случай установки опор для наружного типа освещения в городе, в деревне или даче будет регулироваться различными пунктами и иметь разные пункты реализации, в том числе и расстояние, существующее между столбами.
По регламентирующей документации расчет протяженности пролета (расстояние между двумя соседними столбами) должен опираться на следующие параметры:

  • уровень освещенности, установленный для конкретной местности (город, деревня, дача);
  • тип светильника (особенно его мощность), который будет выступать в роли основного элемента подсветки;
  • высота, на которой будет размещен фонарь;
  • вариант источника света: светодиодные, люминесцентные и другие лампочки.

Стоит отметить, что оптимальное расстояние, которое может существовать между опорами, будет 35 м. Это касается как столбов освещения, так и опор ЛЭП.

Дополнительные нюансы, которые нужно учитывать

При установке опор, которые будут размещены вдоль улиц, площадей и дорог (в городе или в деревне), важно учитывать не только расстояние между столбами, но и их удаление от других архитектурных и/или дорожных элементов.

Опоры освещения вдоль дорог

В связи с этим существуют рекомендации и правила, о которых не стоит забывать:

  • от опоры до бордюра должно оставаться расстояние не меньше 1 м. Это требование актуально для скоростных магистральных дорог. Для остальных дорог это расстояние уменьшается и составляет 0,5 м;
  • для дорог, на которых не ездят габаритные грузовики, расстояние составлять 0,3 м;
  • при отсутствии бордюра, расстояние от дороги до опоры должно составлять не менее 1,75 м.

Эти параметры, хоть и косвенно, могут оказать влияние на расстояние между столбами. Любое изменение положения столба будет влиять на конус света, создаваемого фонарем. Если нет возможности соблюсти такие требования размещения опор, тогда пролеты между ними нужно будет уменьшить в пропорциональном соотношении.
В черте города высота осветительных опор должна составлять 20 м. Но этот параметр должен быть экономически и технически обоснованным, а также удобным в обслуживании.

Как определяется искомый параметр

Любой монтаж осветительных опор всегда начинается с проведения точных расчетов следующих параметров:

  • оптимальное размещение столбов с фонарями. Здесь необходимо указать, на каком расстоянии от соседних объектов будет находиться каждый конкретный столб;
  • пролет, который будет сформирован между соседними опорами.

План уличного освещения

Если с первым пунктом все относительно понятно, так как существуют конкретные правила, которым нужно подчиняться. То вот с определением расстояния между соседними опорами могут возникнуть трудности, так как этот параметр зависит от:

  • количества осветительных приборов, которые будут размещены на столбе;

Обратите внимание! В качестве наружного типа освещения здесь можно использовать самые разнообразные осветительные установки: прожектора, фонари, лампы и т.д.

  • высоты размещения светильников;
  • их мощности.

Используя вышеприведенные показатели, а также специальные таблицы, указанные в соответствующих разделах регламентирующей документации.

Нормы уличного освещения

Как видно из таблицы, используя конкретные параметры можно достаточно легко вычислить расстояние между опорами, которое должно быть сформировано в конкретном случае.
В пределе города оптимальное расстояние между фонарями будет равняться 35 м. Но при необходимости дистанция может варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации.

Обратите внимание! В городе определение данного показателя, точно также как в деревне, всегда должно опираться на три параметра, приведенных выше.

Уличное освещение в деревне

При этом необходимо помнить о том, что отношение шага осветительного прибора к высоте, на которой он размещен для дорог и улиц находится в соотношении 5:1 для одностороннего движения, а также при прямоугольном и осевом размещении фонарей. Данный показатель будет составлять уже 7:1 при использовании шахматной схемы размещения светильников.
Необходимо также отметить, что данные, приведенные в таблице, указаны как максимальные. Они рассчитаны с учетом необходимой освещенности дороги.
Опираясь на эти данные, вы сможете в любой возможной ситуации правильно рассчитать требуемый пролет. Это поможет вам не только определить, насколько точно работники коммунальных служб придерживаются установленных правил и рекомендаций, но и сами все сделать своими руками. Эти знания будут не лишними, если вы надумаете сделать наружное освещение на даче.

Для чего это нужно

Правильное определение пролета между осветительными опорами позволит добиться:

  • создания полноценного светового обеспечения на всем участке дорожного полотна;
  • качественной подсветки тротуаров, скверов и парков;
  • создания условий для безопасного перемещения по дорогам транспортных средств, а также людей по тротуарам и пешеходным переходам;

Городское уличное освещение

  • снижения уровня незаконных действий, которые по статистике совершаются в плохо освещаемых участках улиц, парков и скверов;
  • поддержание инфраструктуры города на нужном уровне.

Если хоть где-то закралась ошибка, то система наружной подсветки не сможет на должном уровне выполнять свои прямые функции.

Заключение

Для определения расстояния между осветительными столбами не нужно проводить сложные математические вычисления. Достаточно просто узнать все необходимые критерии и с их помощью по таблице выяснить нужное значение. Здесь все просто и понятно.

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Расстояние между столбами освещения подбирается по строго установленным нормативам ГОСТ и СНиП. Чтобы определить точный показатель, надо учесть ряд факторов, поэтому стоит разобрать их, чтобы понимать, как проводятся расчеты. От правильного расположения зависит освещенность дороги и безопасность движения.

Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе

Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:

  1. Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
  2. Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
  3. Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
  4. Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
  5. Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
  6. Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна
Читайте также  Соединение кабелей с помощью муфт

Улучшить освещение можно за счет замены ламп на более мощные или использования плафонов с более эффективными вариантами.

Нормы по ГОСТу и СНиПу

Строительные нормы позволяют точно определить все параметры, чтобы подобрать правильное расположение освещения. Кроме того, есть ряд других аспектов, которые надо учесть. Они показаны на схеме для наглядности:

  1. Высота расположения осветительного плафона над проезжей частью. Чем этот показатель больше, тем шире световое пятно, но тем меньше интенсивность освещения. Обычно высоту отмечают буквой Н, она подбирается под конкретную дорогу, средним показателем является 9-12 метров.
  2. Ширина пролетов. Норматив определяется исходя из вида дороги, ее категории по освещению и загруженности трассы. Она может составлять от 30 до 65 метров, поэтому от правильного расчета зависит, сколько столбов придется установить на том или ином участке. Ширину на схемах отмечают буквой L.
  3. Положение осветительного плафона относительно проезжей части. Для улучшения показателей и обеспечения освещения дороги, а не обочины светильник обычно выносится с помощью кронштейнов подходящего размера. Они могут входить в конструкцию или же закрепляться отдельно в верхней части. Этот показатель обозначают буквой I.
  4. Ширина проезжей части – еще один важный фактор, от которого отталкиваются при определении расстановки светильников вдоль дороги. Если показатель до 12 метров, можно ставить фонари с одной стороны, если от 12 до 18, лучше всего располагать их по обеим сторонам дороги в шахматном порядке. Для проезжих частей шириной от 18 до 32 метров применяют прямоугольную шахматную схему. Показатель обозначается символом W.
  5. Угол наклона плафона относительно проезжей части также надо подбирать индивидуально, так как от этого зависит, как будет распределяться световой поток. Его отмечают символом α и измеряют в градусах. За счет изменения угла можно точно выставить освещение и отрегулировать его, если это нужно.

При определении расстояния между фонарями в первую очередь учитывают пересечение конусов света соседних фонарей. Именно на этих участках измеряют уровень освещенности и проверяют его на соответствие нормам. Так как это самые слабо освещенные части дорожного полотна, их и берут в расчет контролирующие органы. Ниже представлена таблица показателей для светильников с натриевыми лампами, одними из самых популярных на сегодня.

Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

  1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
  2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
  3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.

Расстояние между фонарными столбами, расположенными с одной стороны дороги, в пропорции к их высоте составляет 5:1. Если применяется шахматная расстановка, пропорция увеличивается до 7:1.

Материал изготовления опор

Используемые столбы надо подбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические особенности региона, минимальные температуры в зимний период. Нельзя упускать из вида воздействие агрессивных сред.

Металлические столбы

Для изготовления этого варианта используют сталь. Подходит только для регионов, в которых зимой морозы не превышают показатель в -40 градусов. У опор из металла такие особенности:

  1. Чаще всего соединяют два или 3 элемента с помощью сварки. Но при небольшой высоте могут быть и цельные опоры, которые устанавливают краном.
  2. Металлические столбы могут использоваться только для освещения, в этом случае их называют не силовыми. Если же конструкция применяется для установки проводов и служит как линия электропередач, опоры называют силовыми.
  3. По сечению профиль может быть круглым или многогранным. В некоторых моделях толщина столба одинакова по всей высоте, а в некоторых уменьшается, придавая ему коническую форму.
  4. По методу установки выделяют прямостоечный и фланцевый виды. Первый устанавливают традиционным способом, выкапывая яму нужной глубины и бетонируя основание. Фланцевый тип удобнее за счет того, что основу заливают заранее и в ней размещают крепежный фланец. Нужно установить столб, чтобы отверстия совпали со шпильками и затянуть гайки.

Металл прочен, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используют противокоррозионные краски, покрытие обновляют раз в несколько лет по мере его износа.

Железобетонные опоры

Самое распространенное решение, так как имеет большой срок службы и не требует особого ухода в процессе использования. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности такие:

  1. Для производства используют вибрационное оборудование, которое уплотняет бетон высокой марки, чтобы внутри не оставалось пузырьков воздуха. Для надежности внутрь вкладывается каркас из сваренной арматуры.
  2. Конструкции можно использовать в регионах с температурами до -55 градусов. Они подходят почти для всех районов, потому что могут выдержать и сейсмические толчки силой до 7 баллов.
  3. Стойкость к обледенению и сильным ветрам у железобетона тоже на порядок выше, чем у металлических столбов.
  4. По форме могут быть разными: пирамидальными, круглыми, коническими, призматическими. Каждый из вариантов предназначен для определенных условий, поэтому подбирать надо по требованиям к освещению.
  5. Способы монтажа такие же, как и металлических опор. Можно бетонировать нижнюю часть в земле, а можно использовать фланцевый метод крепления. По весу этот вариант намного тяжелее, поэтому для его установки нужна соответствующая техника.

Бетонные опоры могут применять для крепления проводов. В частном секторе и на улицах с малым движением чаще всего используется именно такой вариант.

Столбы из композитных материалов

Современное решение, которое с каждым годом используется все чаще. Оно отличается от традиционных столбов, но при этом имеет много плюсов:

  1. Изготавливаются из полимерных смол или других составов. Для придания жесткости и обеспечения нужной формы изделия армируют стекловолокном.
  2. Столбы намного легче бетонных и металлических, что упрощает перевозку и установку. При этом они имеют большой срок службы – десятки лет и не требуют защиты от коррозии и обновления защитного покрытия.
  3. Профиль и размеры могут быть разными. Все изделия сертифицируются, должна быть документация на соответствие требованиям.
  4. Опоры подходят как для фонарей, так и для проводов, поэтому могут быть и силовыми.
  5. Крепление чаще всего производят фланцевым способом. Но есть варианты, которые можно бетонировать в земле.

Расстояние между фонарями уличного освещения – не единственный критерий их установки. Также надо учесть несколько требований по расположению столбов. От этого зависит, где лучше прокладывать кабель и какой вынос фонаря от опоры нужно использовать. Помнить следующие ограничения:

  1. От столба до бордюра должно быть не меньше метра, если освещается скоростная трасса или городская магистраль с большим потоком движения. Это минимальный показатель, его можно делать больше, но уменьшать нельзя. Это касается и остальных норм.
  2. На большинстве городских улиц минимальная дистанция от бордюра составляет 50 см. Это касается второстепенных дорог и других вариантов с низкой интенсивностью движения.
  3. Если на проезжей части запрещено движение грузовых автомобилей, то наименьшее расстояние должно быть 30 см. Этот вариант используют там, где нет риска повреждения опор габаритным транспортом.
  4. Когда фонари устанавливаются на разделительной полосе, ее ширина должна быть не меньше 5 метров. При этом на каждой опоре обычно располагают по два плафона на каждую сторону.
  5. Для парков, жилых зон и мест отдыха расстояния и расположение столбов подбирают индивидуально. Тут нет строгих норм, следует исходить из соображения безопасности, чтобы опоры не создавали помех.
  6. Если по краю проезжей части нет бордюра, то минимальное расстояние до столба должно быть 1,75 метра.

Если столбы устанавливают в жилых зонах, то от столба до балконов или окон должно быть не меньше 1 метра. А лучше сделать расстояние еще больше, чтобы исключить любую опасность.

При установке столбов надо учесть ряд критериев, чтобы обеспечить хорошую видимость и создать безопасную систему. Главный показатель – поверхностная освещенность, поэтому расстояние между столбами, их расположение, высота фонаря и его мощность подбираются так, чтобы система соответствовала нормам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: