Соединение двух звуковых трансформаторов - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Соединение двух звуковых трансформаторов

Соединение двух звуковых трансформаторов

Усилители Music Angel

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустическая система Music Angel One: 20 — 100 Вт, 38 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 — 200 Вт, 20 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 — 250 Вт, 45 Гц — 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 — 150 Вт, 36 Гц — 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Как работают звуковые трансформаторы

Norman H. Crowhurst

Говорят, знакомство порождает презрение. Я бы сказал, что презрение порождает знакомство! Я начал разрабатывать трансформаторы и другие элементы с «железным» сердечником более 60-ти лет назад. Так что вопросы, которые мне задают, помогают мне видеть в среднем человеке недостаток понимания относительно того, как они работают, тогда как мне это «очевидно»!

Первичная индуктивность, индуктивность рассеяния, емкость обмотки; как эти величины реагируют с импедансом ламп и другими элементами схем, например, громкоговорителями или микрофонами — остается глубокой тайной для большинства аудиофилов, в то время как мне это знакомо. Так что я начну сначала, как кто-то предложил Алисе в Стране чудес.

Теория трансформатора

Сначала схема, куда Вы подключаете ваш трансформатор: мы идеализируем как ее, так и его; затем мы рассмотрим недостатки обоих. Везде, где Вы поставите трансформатор, он работает от сопротивления источника на сопротивление нагрузки.

Начнем со входа: микрофон или любое другое устройство в качестве источника подключено к первичной обмотке трансформатора. Источник имеет сопротивление. Вторичная обмотка подключена к другому сопротивлению. Во времена ламп это было сетка, теперь это может быть что-нибудь другое, вроде перехода база-эмиттер у транзистора, или даже больший импеданс, чем сетка лампы — полевой транзистор (рис. 1).

Межкаскадные трансформаторы теперь не очень-то в моде — и верно, имеются лучшие способы — но там, где они используются, они должны работать аналогично: между двумя различными сопротивлениями (импедансами).

Выходные трансформаторы работают от сопротивления источника, которым может быть триод, пентод, нечто среднее — подобно пентоду или тетроду, работающему в ультралинейном режиме или что-нибудь еще. Их разработка может быть усложнена такими вещами как класс — AB, но мы придем к этому позже. Все они подключены к сопротивлению, которое мы считаем активным, но более вероятно, что это одна или более звуковых катушек громкоговорителей, или почти все, что угодно, кроме активного сопротивления!

В теории трансформаторов понятие источника включает в себя понятие «генератора». Трансформатор видит это как источник «сигнала» (звукового), с которым должна работать вся остальная схема. Сложные теории предлагают выбор эквивалентов генератора: источник напряжения или тока. Каждый из них является подходящим в различных ситуациях. Но начнем с источника напряжения, он проще в понимании.

Отсутствие магнитодвижущей силы*

Рис. 2 показывает схему, использующую эквивалент генератора напряжения. Считается, что внешняя по отношению к трансформатору схема состоит из эквивалентных сопротивлений (позже мы это распишем полнее). Строчная «r» — это сопротивление источника, в то время как прописная «R» — нагрузка на выходе (иногда удобно поменять их местами). Мы начнем с этого и объясним, что каждая часть означает в типовых схемах.

Нам не доступен совершенный трансформатор, но мы можем понять, что реальный с реальными дефектами, включенный соответствующим образом, лучше совершенного. Итак, что сделал бы совершенный трансформатор?

Даже это многие плохо понимают, так что простите меня за урок, если Вы его уже знаете. Сердечник совершенного трансформатора не испытывает действия намагничивающего тока. Считается, что этого тока просто нет. Фактическая первичка потребляет крошечный намагничивающий ток для установления напряжения на обмотке. Но теоретически совершенный транс дает нам отсутствие намагничивания. Первичные и вторичные напряжения непосредственно пропорциональны их соответствующим числам витков (рис. 3).

Совершенный трансформатор

Теперь наступает первый сложный момент. Потому что теоретически в совершенном трансформаторе именно это «отсутствие» намагничивания производит требуемое число вольт на виток (или витков на вольт), так что присутствие тока в двух обмотках должно быть совершенно сбалансировано. Если в одной обмотке нет тока, то его нет и в другой. Мы имеем только напряжения, но не ток.

Предположим, коэффициент трансформации равен 20:1. Итак, если на одной обмотке 20 V, то на другой — 1 V. Теперь предположим, что вторичная (1 V) обмотка подключена к схеме, которая потребляет 50 mA. Это должно быть сбалансировано первичным током в 20 раз меньшим (по количеству витков), так что первичная должна потребить ток в 1/20 от 50 mA, что составляет 2,5 mA. Давайте интерпретировать это в терминах импеданса.

Сопротивление нагрузки, потребляющей 50 mA при 1 V, должно быть 20 Ом. Чтобы сбалансировать это, первичная потребляет 2,5 mA при 20 V (рис. 4). Таким образом в первичной это выглядит как 8 кОм**, что в 400 раз больше 20 Ом вторичной нагрузки, вызывающей это.

Итак, совершенный трансформатор умножает сопротивление на квадрат отношения витков. Напряжение умножено на отношение витков, а ток делится на отношение витков. В действительности он скорее трансформирует сопротивление, чем напряжение или ток. Измените вторичную нагрузку на 40 Ом, и первичная будет выглядеть как 16 кОм вместо 8.

Приведение к первичной

Как мы увидим позже, совершенный трансформатор трансформирует реактивные значения типа индуктивности и емкости таким же способом. Он также работает обоими способами. Я только что описал наиболее очевидный: он отражает сопротивление нагрузки обратно умноженным на квадрат отношения витков. Он также и таким же образом отражает сопротивление источника вперед, на сопротивление нагрузки. Цифры могут пояснить, что это означает (рис. 5).

Реальная нагрузка в 20 Ом отражается на первичку как 8 кОм, т. е. умноженная на квадрат отношения витков, равный 400 : 1. Предположим, что цепь анода (или что является источником для первички) эквивалентна 2 кОм. Величина взята как пример, нагрузочные линии лампы сообщат Вам истинное значение. Трансформатор делает так, что 2 кОм выглядят как 5 Ом на вторичной — это 2000, поделенные на квадрат отношения витков.

В целях разработки далее удобно думать о совершенном трансформаторе как о перемещении всего «на одну и ту же сторону», если бы такая была. После этого станем думать о том, как дефекты реального трансформатора влияют на его работу.

Наша нагрузка 20 Ом, как договорились. Если мы относим все к первичке, то это 8 кОм. Мы думаем о первичной индуктивности, индуктивности рассеяния, емкости обмоток, оптимальном секционировании, как управлять специальными выходными каскадами, обо всех этих вещах, приводя все к первичке.

Что это означает

Вернемся к рис. 2, повторенному на рис. 6 с некоторыми дополнениями. Дефекты реального трансформатора помещают дополнительные эквивалентные «компоненты» в схему несколькими способами. Сначала мы определим первичную индуктивность. Это ток, собственно и создающий передачу энергии из первичной во вторичную обмотки, но взамен намагничивающий сердечник, и порождающий потери, он в нашем совершенном трансформаторе отсутствует. Это похоже на шунтирующую индуктивность между источником и нагрузкой.

Присутствие этого тока может иметь много эффектов, но пока мы будем думать о низкочастотном склоне, а в другие проблемы, обусловленные намагничивающим током, вникнем позже. На отметке в -3 дБ индуктивное сопротивление первичной обмотки равно параллельно соединенным сопротивлениям источника и нагрузки.

Смотрите, что это означает! Пусть источник — 2 кОм, а нагрузка — 8 кОм, параллельное соединение из тех двух рисунков дает 1,6 кОм — немного меньше источника. Индуктивность, имеющая на частоте 20 Гц сопротивление в 1,6 кОм, приблизительно равна 12,75 Гн.

Дополнительная осторожность при разработке

Теперь предположим, что тот же самый усилитель используется с пентодом или тетродом, который по-прежнему работает на 8 кОм-ную нагрузку, но внутреннее сопротивление источника равно (снова те нагрузочные линии) 100 кОм, что в параллель составит около 7,4 кОм, не намного меньше нагрузки. Это означает, что переход на пентод или тетрод отодвинет точку -3 дБ у того же самого трансформатора на 92,5 Гц, что, согласитесь, является совершенно различным в сравнении с триодом***.

Если высокочастотный склон обусловлен емкостью обмотки, то произошло бы то же самое ограничение. 20 кГц-овый спад (в первом случае) теперь опустился бы до 4,3 кГц****. Но если ВЧ-спад обусловлен только индуктивностью рассеяния, то характеристика может оказаться более приличной. Как так? Мы доберемся до поведения трансформатора на ВЧ позднее, а сейчас индуктивность рассеяния приводит к спаду в 3 дБ, когда общее индуктивное сопротивление равняется последовательной сумме r и R, а не параллельной. Первичная индуктивность уже не имеет никакого значения, так что мы убираем ее из схемы (рис. 7). С 2 кОм-ным источником индуктивность рассеяния будет производить спад на 3 дБ, когда ее индуктивное сопротивление составит 10 кОм.

Если это происходит на 20 кГц (для первого случая), то увеличение сопротивления источника до 100 кОм отодвинет спад, где индуктивность рассеяния имеет сопротивление в 108 кОм, к отметке в 3 дБ до 270 кГц! На практике все не так просто, потому что мы учитывали либо емкость обмотки, либо индуктивность рассеяния, выступающую единственной причиной ВЧ спада, другую же вообще не принимали во внимание. Все не так просто. Мы преуспеем в том и многом другом, но в следующий раз. Эффективность, мощность, специальное секционирование для обеспечения хорошей характеристики передачи в таких режимах, как класс -В и -АВ или ультралинейное включение — все взывает к дополнительной осторожности при разработке.

Читайте также  Фазорезка принцип работы

Прежде чем закончить это первое введение, я хочу подготовить Вас к кое-чему: использование более дорогостоящих способов в вашей работе — не всегда лучше. Меня спрашивали: «Лучше иметь много секций обмотки или мало?» Иногда более простое расположение лучше, если оно сделано правильно. Кроме того, трансформатор может выполнять специальные забавные функции (подобно встроенному фильтру) который лучше чем тот, который вы использовали в ином случае.

* Магнитодвижущая сила (м. д. с.) или намагничивающая сила (н. с.), скалярная величина, характеризующая намагничивающее действие электрического тока, проходящего по виткам катушки с железным сердечником. Измеряется в амперах или ампер-витках. Если предположить отсутствие тока в витках, тогда в идеализированной модели остается оперировать лишь импедансами

** Из элементарной арифметики: 20 V : 2,5 mA = 8000 Ом.

*** Частота в 92,5 Гц взялась из предположения, что трансформатор по первому примеру имеет индуктивность первички 12,75 Гн. Вот этот-то трансформатор при работе с пентодом и даст точку перегиба в НЧ диапазоне, равную f = 7,4 k / 2p . L = 92,5 Гц.

**** Из формулы, определяющей полюс интегрирующего звена (см. рис. 7) f=1/(2 p RC1) ; При одинаковом в обоих случаях С1, сопротивление R в первом случае равно 1,6 кОм, во втором случае — 7,4 кОм. Таким образом 7,4 : 1,6 = 4,625. Во столько раз сузится полоса.

Соединение двух звуковых трансформаторов

Всех с наступившим Новым годом и Рождеством! Хотел бы попросить помощи в одном вопросе. Изготовил для себя выходной трансформатор по расчётом одного товарища на железе от трансформатора ТС180. Не могу правильно скоммутировать его обмотки.

Есть:
Выходной РР трансформатор на железе ТС-180

провод 0,27, в изоляции 0,31,
Первичная обмотка 2х2000витков.
4 секции по 500 витков на каждой катушке,
в секции два слоя по 250 витков.
Соединение секций последовательное по Z.

Вторичка 8 Ом,
100 витков в один слой
провод 0,65, по изоляции 0,7
Шесть секций между секциями первичной обмотки,
по три секции на каждой катушке.
соединены параллельно.

Между слоями калька или или бумага для выпечки 0,05мМ, между секциями та же 0,05мМ в 2-3слоя.

Габарит намотки для 8 Ом
0,31х8=3,2
0,8х3=2,4
0,05х20=1
общ — 6,6мМ

Коэффициент вспучивания 1,4
6,6х1,4=9,24мМ при габарите намотки 10мМ

И если я правильно понял, то соединить надо так!?

Напавление намотки показано на первом фото ( мотаются навстречу друг другу). Заранее благодарен за помощь. С уважением Павел.

(09-01-2015 01:20) lepic2008 писал(а): это ж нада так. какой-то дибил посоветовал мотать 2х2000 витков на тс-180 да еще и по 4 секции на каждой катушке.
ТС, с вас кто-то насмехается или тролит вас. после замера межобмоточной емкости вы поймете о чем я говорю. (померять ачх транса наверное сложным заданием для вас будет на данном этапе).

(09-01-2015 11:05) AVM писал(а): Я изготавливал трансформаторы на железе от ТС 180, 250, вполне неплохо.

(09-01-2015 11:05) AVM писал(а): Ну почему же сразу «дебил»?
Да будет какая то емкость, как и в любом трансформаторе.
Но ТС не сообщает подробностей — а вдруг это трансформатор для гитарного комба? А вдруг на него будет работать квартет каких нибудь 6П3С — и с полосой на ВЧ будет все достаточно.
Я изготавливал трансформаторы на железе от ТС 180, 250, вполне неплохо. Есть способы борьбы с междуобмоточной емкостью или ее компенсацией. Вполне возможно что в случае ТС все учтено.

прошу расскажите мне в лс про способы борьбы с межобмоточной емкостью или ее компенсацией. спасибо.

судя по всему это первый транс, или один из первых трансов. и запускать квартет ламп вот так сразу. врядли. а так для такого железа для достаточного баса хватило бы 1300-1400 витков на каждой катушке и всего по 2 секции первички и 2 вторички. и полоса будет выше 20 кГц. а тут. разве что чисто под бас-гитару.
в этом трансе слишком большая площадь покрытия первички емкость будет высокая. недавно мерял выходной транс на железе от тс-160 — это укороченная версия тс-180. так я намерял примерно 6500-6800пф между первичкой и вторичкой, и там было всего по три секции. (верхов не было вообще, это даже без приборов было слышно). а тут по 4 секции на каждой катушке. ужаскакой.

(09-01-2015 11:36) VladimirNB писал(а): А что такое 250?

(09-01-2015 11:36) VladimirNB писал(а): Отвратительнейшее железо в ТС-180 не позволяет получить никакого нормального звука! Не вводите Т.С. в заблуждение.
А что такое 250? ОСМ или ТБС, или бы что то напутали? А может 270?
Ну если использовать железо от ТС-360, со старых старых телевизоров, то там хоть какие то зачатки звука будут.

(09-01-2015 11:44) lepic2008 писал(а): прошу расскажите мне в лс про способы борьбы с межобмоточной емкостью или ее компенсацией. спасибо.

судя по всему это первый транс, или один из первых трансов. и запускать квартет ламп вот так сразу. врядли. а так для такого железа для достаточного баса хватило бы 1300-1400 витков на каждой катушке и всего по 2 секции первички и 2 вторички. и полоса будет выше 20 кГц. а тут. разве что чисто под бас-гитару.
в этом трансе слишком большая площадь покрытия первички емкость будет высокая. недавно мерял выходной транс на железе от тс-160 — это укороченная версия тс-180. так я намерял примерно 6500-6800пф между первичкой и вторичкой, и там было всего по три секции. (верхов не было вообще, это даже без приборов было слышно). а тут по 4 секции на каждой катушке. ужаскакой.
имелось в виду наверное тс-250-2м — там габарит железа точно такой как тс-180

(09-01-2015 12:05) AVM писал(а): Гуру не знает о железе и существовании трансформаторов ТС250, ТС250М, ТС250-2М . Это трансформаторы габаритом и сечением железа аналогичны ТС 180.
Но, устанавливались в БП телевизоров типа УПИМЦТ-61(Березка, Славутич Ц202, 208 и т.д).

Железо от ТС360 ничем не лучше, и найти его нереально — ибо это был самый первый выпуск ламповых цветных телевизоров (типа Радуга), более распространены, но так же менее доступны это ТС 320 и ТС 270

Всем привет! Да. Действительно я, как-то ворвался с вопросом и не объяснил для чего это всё необходимо. Первая цель-ознакомление с лампами! Ну и что бы она не была напрасной — изготовление бас гитарного усилителя на двух 6п3с. И трансформатор рассчитывал Монаков для этого железа со всеми его секционированиями.

Cх_Ум_2х6П3_БлПит_Перек.pdf (Размер: 79 Кб / Загрузок: 14)
Вот по этой схемке я и собрал усилок. Осталось дело за выходным трансформатором. Его тоже уже намотал но запутался с фазировками. Хотя благодаря уважаемому Кулибину (за, что ему отдельное спасибо) надеюсь осилить и этот этап! И более чем уверен, что звук будет-то, что надо. Ну это моё мнение. Тем более всё моталось и делалось с душой. Ну а комк-кому, а Монакову доверять можно.

Подключение трансляционных усилителей и громкоговорителей

В этой краткой статье мы рассмотрим основные особенности подключения трансляционных усилителей и громкоговорителей. Мы не станем описывать «Почему», не будем приводить формулы расчетов подключений, мы просто опишем «Как».

Трансляционное оборудование принципиально отличается от техники, которую мы привыкли использовать у себя дома или от профессиональных концертных или клубных систем. Основная особенность трансляционных систем это использование в усилителе согласующего трансформатора, который выдает в линию сигнал с уровнем 100В (в некоторых случаях может быть 30В, 240В, но эти случаи мы рассмотрим отдельно). Такое напряжение позволяет (в отличии от домашних или профессиональных усилителей) проводить протяженные трансляционные линии до сотен метров (возможно примерно до 1 км, но при условии подбора подходящего кабеля). Громкоговорители, которые используются совместно с трансляционными усилителями также должны содержать понижающий трансформатор и иметь соответствующее входное напряжение 100В (соответственно в некоторых случаях 30 или 240В). Важно помнить, суммарная мощность подключаемых трансляционных громкоговорителей не должна превышать мощность усилителя (в отличии от профессиональных акустических систем и усилителей, где рекомендуется обратное правило). В отличии от профессионального оборудования, у которого подключение нескольких акустических систем на один усилитель может вызвать определенные трудности (последовательно-параллельная схема подключения), трансляционная техника избавляет нас от подобных сложностей. На схеме ниже, вы можете посмотреть общий принцип подключения трансляционных громкоговорителей к усилителям ROXTON AA-35/60/120/240/360/480 и линейки серии MA-60/120/240/360. Данная схема подключения вполне актуальна для техники других производителей.

Общая схема подключения 100В трансляционного усилителя выглядит примерно так:

Подключение 100В трансляционных громкоговорителей на выход усилителя 70В.

Большинство 100В трансляционных усилителей, помимо основного выхода 100В в линии громкоговорителей, имеют также выход 70В. При подключении громкоговорителей на этот выход, их мощность падает в два раза, но максимальное количество подключаемых громкоговорителей может быть также увеличена вдвое. Например к усилителю мощностью 30 Вт можно подключить не более 3-х громкоговорителей мощностью 10Вт на 100В выход. На 70В выход усилителя возможно подключение 6-ти 10Вт громкоговорителей.

Подключение трансляционных громкоговорителей к многозоновым усилителям.

Многозоновые усилители ROXTON серии AZ-120/240/360/480/560/650, серии MZ-120/240/360 а также комбинированные системы оповещения SX-240/480 позволяют подключать несколько шлейфов акустических систем для организации на объекте многозонового вещания. Подключение производится отдельными шлейфами на пронумерованные пары клемм. У этих усилителей также имеется общий выход 100В, 70В и 4 Ом, которые используются при отсутствии необходимости делить территорию предприятия на отдельные зоны трансляции. В этом случае используется соответствующий общий выход усилителя.

Можно ли подключать трансляционные усилители одного производителя к громкоговорителям другого производителя.

Конечно можно. Но важно учитывать тот момент, чтобы совпадали выходное напряжение усилителя и входное напряжение громкоговорителей. Наиболее распространенной техникой в данном сегменте рынка является 100В оборудование (и усилители и громкоговорители), однако могут использоваться системы с напряжением в сети 30В, 120В и 240В. Если к 100В усилителю подключить 30В громкоговорители ничего хорошего не произойдет и мы категорически не советуем поступать таким образом (хотя надо отметить, что были случаи подобного использования техники, но они требуют чрезвычайной аккуратности и мы не станем рассказывать о подобных экспериментах, что бы вообще не вводить в искушение поступать подобным образом). К усилителю с выходным напряжением 30В можно спокойно подключать 100В громкоговорители, но потери мощности (фактически громкости) будут совершенно неприемлемы. Сочетание 100В усилителей и 120В громкоговорителей приемлемо, будет некоторая потеря мощности. 120В усилители и 100В громкоговорители в принципе работать будут, но мы очень не рекомендуем использовать подобную схему.

Читайте также  При каком напряжении выгоднее передавать электрическую энергию?

Подключение трансляционных громкоговорителей.

Мы здесь остановимся только на 100В схемах подключения громкоговорителей. Какие выходы усилителя необходимо использовать для подключения трансляционной акустики Вы можете посмотреть на схемах выше. Как правило это клемма «0» (в некоторых случаях обозначается как «СОМ») и клемма «100В».

На картинке ниже мы видим шильдик громкоговорителя (к примеру PA-20T). На нем помимо указания модели, входного напряжения и номинальной мощности есть еще три надписи, обозначающие цвета и назначение проводов выходящих от громкоговорителя.

  1. BLUE: COM (т.е. синий провод — общий, он подключается всегда на клемму усилителя «0» или «СОМ»)
  2. RED: 20 Вт (т.е. красный провод используется для подключения громкоговорителя на мощность 20 Вт, этот провод заводится на клемму усилителя 100В)
  3. YELLOW: 10 Вт (т.е. желтый провод используется для подключения громкоговорителя на мощность 10 Вт, этот провод заводится на клемму усилителя 100В)

Подключение громкоговорителя на 20 Вт.

Подключение громкоговорителя на 10 Вт.

В некоторых случаях вместо проводов используются таким же образом подписанные клеммные колодки (например СОМ; 10 Вт; 5 Вт; 2,5 Вт), в этом случае подключение еще проще, соединяем 0 (СОМ) на усилителе с 0(СОМ) на динамике, а 100В клемму усилителя соединяем с выбранной мощностью, на которую необходимо подключить громкоговоритель.

Совсем простой является схема, когда из громкоговорителя выходят всего два провода (или стоит одна колодка с двумя клеммами), а на корпусе громкоговорителя установлен подписанный переключатель, позволяющий просто установить регулятор в нужное положение, на нужную мощность.

Как подключать громкоговоритель, если не аказаны значения мощности, а обозначены только сопротивления отводов громкоговорителя.

Действительно, в некоторых типах акустических систем не указана возможная подключаемая на конкретный отвод мощность. Если с «общим» отводом («СОМ» или «0») всё понятно, то другие отводы, как на картинке внизу , могут обозначаться различными сопротивлениями.

В примере 1 (рупорный громкоговоритель Inter-M HS-20, 20/10Вт) мы видим общий отвод «СОМ» — черный провод (BLACK), а также несколько сопротивлений — 8 Ом (RED), 500 Ом (WHITE) и 1 кОм (GREEN). Отвод 8 Ом (RED) предназначен только для подключения к низкоомным выходам усилителя и используется в трансляционной технике редко. Если Вы видите обозначение отвода громкоговорителя 4 или 8 Ом, то про него можно сразу забыть, использование этого отвода возможно только если сам усилитель мощности не является трансляционным и имеет только низкоомные выходы. (то же самое можно,кстати сказать про выходы трансляционных 100В усилителей 4-8-16 Ом, эти выходы используются в обратной ситуации, когда в силу тех или иных причин к трансляционному усилителю необходимо подключить бытовые, профессиональные или любые иные акустические системы с входным сопротивлением 4-8 Ом). Остаются два отвода — 500 Ом (WHITE) и 1 кОм (GREEN). Правило в данном случае простое, чем меньше сопротивление, на которое вы подключаетесь, тем большую мощность выдает громкоговоритель. Мы в этом примере рассматривали громкоговоритель HS-20 мощностью 20 и 10 Вт. При подключении на 500 Ом, громкоговоритель будет «играть» на 20 Вт, при подключении на 1 кОм он будет выдавать 10 Вт. Существуют формулы расчета соотношения сопротивления и мощности которые мы не станем приводить в рамках данной статьи. Просто можно запомнить: чем меньше сопротивление на которое вы подключаете громкоговоритель (8 Ом вообще не учитывать!), тем на большую мощность он будет работать.

В примере 2 мы показали обозначения громкоговорителя CS-810 мощностью 10 и 5 Вт. Что бы подключить акустическую систему на полную мощность (10 Вт) мы подключаем клеммы «СОМ» и 1 кОм, для подключения громкоговорителя на половину мощности (5 Вт), используем клеммы «СОМ» и 2 кОм.

Одинаковые громкоговорители в одной трансляционной линии можно подключать на различные мощности. Например часть акустики можно включить на полную мощность, часть на половину и часть на треть. Также можно в одну трансляционную линию подключать различные типы акустических систем (и различных производителей в том числе). Для подсчета нагрузки на данную трансляционную линию необходимо просто сложить все значения подключенной мощности на каждом громкоговорителе в линии.

Сколько громкоговорителей можно подключить к трансляционному усилителю.

Правило простое. Суммарная мощность акустических систем не должна превышать мощность усилителя. Желательно даже оставлять некоторый запас. Поэтому при подборе трансляционного усилителя необходимо учитывать возможность расширения системы. Если вы купили 12 громкоговорителей мощностью по 10 Вт и усилитель мощностью 120Вт, то для подключения дополнительной акустики не остается никакого резерва (разве только переподключить все громкоговорители на часть мощности).

Также отметим важный момент, некоторые многозоновые усилители не позволяют, например, подключить на отдельную зону мощность, превышающую примерное значение мощность самого усилителя, поделенную на количество зон. Так например, усилитель JPA-1120A с селектором на 5 зон трансляции не позволяет подключить более 25Вт на каждую зону трансляции. В этом случае, не смотря на то, что суммарная мощность громкоговорителей может быть существенно ниже мощности самого усилителя, при необходимости подключить на отдельную зону трансляции (например) нагрузку в 50Вт, необходимо или покупать усилитель, который позволяет включать такую нагрузку на отдельную зону трансляции или различными способами (иногда затратными, иногда неудобными) решать эту проблему.

Все усилители ROXTON, которые представлены на нашем сайте позволяют подавать на отдельную зону трансляции хоть всю подключаемую мощность, поэтому выше изложенный нюанс к ним отношения не имеет.

Можно ли использовать одновременно 100В выход усилителя и выход 8 Ом.

Какой кабель использовать для подключения трансляционных громкоговорителей и усилителей.

Специальный акустический кабель (который используется в профессиональном звуке) использовать не стоит. Как правило системы радиотрансляции прокладываются обычным электрическим проводом сечением 0, 75мм и выше (ШВВП-2*0,75, любой ПВС и т.д.). Чем больше длинна трансляционной линии, тем с большим сечением должен использоваться кабель.

Вы можете использовать такую формулу для расчета сечения кабеля:

Минимальное сечение = 0,08 * (длину линии) * (суммарную мощность громкоговорителей в линии) / 10 000

Но, желательно не меньше 0,75 мм (ШВВП 2*0,75 например)

Для 100В систем пределом является расстояние около 1 км, при этом стоимость кабеля для прокладки сети на подобные расстояния может значительно увеличить стоимость самой системы. При построении систем оповещения людей о пожаре целесообразно использовать специальные огнестойкие кабели, марку которых Вам подскажут специалисты нашей компании.

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Трансформатор для звуковой техники

Трансформатор для звуковой техники

Трансформатор для звуковой техники

Трансформатор для звуковой техники

Принцип работы трансформаторов основан на индукции: переменное напряжение (например, сетевое напряжение 230 В), приложенное к первичной обмотке трансформатора, индуцирует переменное напряжение с желаемым напряжением на вторичной обмотке — обычно с помощью сердечника трансформатора, сделанного из намагничивающийся материал. Обе обмотки, конечно, должны быть электрически изолированы друг от друга.

Идеальный трансформатор для звуковой техники

В идеальном трансформаторе без потерь вторичное напряжение складывается из первичного напряжения и соотношения количества витков первичной и вторичной обмоток друг к другу. Пример: первичное напряжение 230 вольт. N1 (количество витков первичной обмотки) — 1000. N2 (количество витков вторичной обмотки) — 500. Напряжение вторичной обмотки будет 230 В x 500/1000 = 115 В.

трансформатор 200Вт Клон Naim NAP 200

Из-за потерь на вихревые токи в сердечнике трансформатора, сопротивлений в обмотках и паразитных потерь (часть магнитной энергии от первичной обмотки рассеивается в окружающую среду) на практике не существует идеального трансформатора. Однако хороший трансформатор для звуковой техники не должен работать долго …

Такой идеальный трансформатор работает с минимальными потерями на холостом ходу и под нагрузкой.
Выполняет свою работу с минимальным количеством паразитных полей, чтобы как можно меньше влиять на соседние компоненты.
как можно меньше нарушает окружающую среду своими механическими вибрациями.

трансформаторы 300Вт каждый

Кроме того, в случае трансформаторов, окруженных фильтрами большей емкости (как это часто бывает с полными и оконечными усилителями), существует потребность в предоставлении очень высоких энергий в короткие сроки.

трансформатор 800Вт FM711 усилитель внутри

В конце концов, просеивающие мощности должны быть фазовыми. n переход к фазе запускать должен снова и снова — на что очень мало времени — дозаправляться. То, что это приводит к очень высоким пиковым токам, становится очевидным самое позднее, если учесть, что общая энергия, необходимая для работы усилителя, берется только из сети питания 230 В и преобразуется во время этих коротких процессов.

Два мощных трансформатора по 300Вт каждый намотаны под заказ

Этот факт, а также тот факт, что музыкальные сигналы менее постоянны или могут также давать очень сильные импульсные пики, делает часто распространяемое «завышение размера» трансформаторов, используемых в компонентах Hi-Fi, более или менее простым обязательным упражнением.

Тороидальный трансформатор для звуковой техники

Конструкция с тороидальным сердечником особенно распространена в высококачественных Hi-Fi устройствах. Такой трансформатор основан на кольцевом сердечнике, который состоит из намотанного листа металлического листа в форме кольца или спирали с изолирующим слоем — сплошное кольцо приведет к чрезмерному потери на вихревые токи.

трансформаторы усилитель мощности

Как первичная, так и вторичная обмотки намотаны вокруг этого кольца — сердечник может быть полностью охвачен обмотками в этой конструкции, или он будет меньше выступать наружу, чем в случае с другими конструкциями.

Это приводит к более низкому полю рассеивания, возможности меньшей массы сердечника (меньшим потерям на обратное магнитное поле), меньшему току холостого хода и, как следствие, более высокой степени эффективности — наконец, что не менее важно, в целом возможны более компактные конструкции.

ЦАП №5 внутри

Тороидальный трансформатор минусы

Однако намотка замкнутого кольца технически относительно сложна и, следовательно, более дорога: вы не можете избежать продевания проволоки катушки через отверстие, то есть в центр кольца, с каждым оборотом — корпус намотки также изогнут, что затрудняет намотку равномерно.

Референсный усилитель трансформаторы группа

В процессе эксплуатации к полю необходимо прикладывать более низкую пиковую нагрузочную способность (если вы хотите добиться низкой массы сердечника) и более высокие пусковые токи, что на практике может стать проблемой только в том случае, если производитель звукового устройства не сможет противодействовать этому обстоятельству с помощью адекватного тока.

Читайте также  Безщеточный двигатель принцип работы

Трансформатор для звуковой техники

Классические трансформаторы

Также можно встретить классические трансформаторы с квадратным сердечником. Здесь уложенные друг на друга изолированные металлические листы служат структурой сердечника (сплошной сердечник также может вызвать чрезмерные потери на вихревые токи), которые могут возникать в различных формах и, таким образом, являются одноименными для типа трансформатора: трансформаторы сердечника EI , например, упоминаются: Листы E- и I-образной формы поочередно укладываются в стопку (последняя сердцевина). Чтобы противодействовать более высоким потерям утечки, присущим принципу, существуют, среди прочего, вложенные обмотки (которые, конечно, все еще остаются электрически изолированными друг от друга) или противоположная установка двух трансформаторов в одном устройстве — последнее должно позволять поля рассеивания трансформаторов, установленных в противоположных направлениях, чтобы компенсировать друг друга.

Трансформаторы с обрезанным ленточным сердечником

Кроме того, трансформаторы с обрезанным ленточным сердечником часто используются в Hi-Fi устройствах , которые не отличаются от вариантов с тороидальным сердечником с точки зрения их основных рабочих характеристик, а также в очень высококачественных трансформаторах, которые обладают лучшими характеристиками, чем те, которые имеют максимальную нагрузочную способность. Утверждается, что тороидальные сердечники усиленные.

Клон Naim NAP 200 внутрянка

Последовательное и параллельное включение обмоток.

Бывает ситуация, когда у трансформатора нет обмотки на нужное напряжение или ток, зато есть много всяких разных обмоток. Что делать?

Для увеличения напряжения, обмотки можно соединять последовательно. При этом общее напряжение будет равно сумме напряжений всех обмоток. Максимальный ток будет равен наименьшему из номинальных токов всех этих обмоток.

Обмотки надо сфазировать, иначе напряжения в них могут не складываться, а вычитаться (можно ра-

ботать и в такой ситуации, но КПД трансформатора снизится). Делается это так: первая и вторая обмотки соединяются последовательно, а к их концам подключается вольтметр переменного тока (рис. 16).

Вольтметр должен показать сумму напряжений обмоток 1 и 2 (это синфазное, или согласное включение обмоток). Если показания вольтметра меньше (в случае противофазного, или встречного включения он покажет разность напряжений обмоток), выводы обмотки 2 надо поменять местами. В случае, когда последовательно соединяется большее количество обмоток, то все повторяется, при этом роль обмотки 1 выполняют уже соединенные обмотки, а роль обмотки 2 – вновь подключаемая обмотка.

На рис. 16 точкой возле обмотки обозначается ее условное начало. Оно имеет такой смысл: если на выводе с точкой первичной обмотки присутствует положительный полупериод напряжения (грубо говоря «плюс»), то и на выводах с точкой всех вторичных обмоток в этот момент также «плюс». Поэтому, зная условные начала обмоток, можно сразу соединить все обмотки синфазно. К сожалению, на самом трансформаторе начала обмоток обычно не обозначают.

Если в трансформаторе много одинаковых вторичных обмоток на маленький ток, то по идее их можно соединить параллельно, тогда общий их ток будет равен сумме токов отдельных обмоток.

На самом деле это очень «тонкий» вопрос. В жизни практически никогда не бывает, чтобы две обмотки были абсолютно одинаковыми. Хоть малюсенькая разница в их напряжениях, но есть. И внутри параллельных обмоток могут возникнуть уравнительные токи иногда маленькой, а иногда и большой величины. Может получиться, что трансформатор здорово греется, а наружу тока почти не выдает. Но бывает и так, что производители мотают трансформатор в несколько проводов одновременно. Тогда обмотки получаются практически совсем одинаковыми и такие обмотки параллельно соединять можно (хотя, ГОСТ 14233-84 «Трансформаторы питания для бытовой аппаратуры» дает допуск на асимметрию обмоток, включаемых параллельно, до 3% от напряжения обмотки – это довольно большое рассогласование!). При этом очень важно правильно сфазировать обмотки, иначе будет короткое замыкание. Только надо быть абсолютно уверенным в том, что обмотки одинаковы. Поэтому давайте для надежности пользоваться таким правилом:

Если производитель явно указывает, что обмотки трансформатора можно соединять параллельно, то можно. Если такого явного указания нет – то нельзя.

Как правильно сфазировать обмотки? Начала всех обмоток соединить вместе – это будет начало общей обмотки. Конец общей обмотки составят соединенные вместе концы всех обмоток.

Если неизвестны начала и концы обмоток, то сначала соедините между собой один провод от одной обмотки и один от другой. Подайте питание на трансформатор и измерьте напряжение между оставшимися концами этих обмоток (рис. 17).

Если между ними напряжение равное удвоенному напряжению каждой из обмоток, то концы одной из обмоток надо поменять местами. Снова подайте питание и снова измерьте напряжение. Если оно равно нулю, то все ОК, соединяете концы, между которыми измеряли напряжение и пользуетесь. Если же напряжение не равно нулю, то обмотки разные, и их паралле- лить нельзя!

А если напряжение на двух обмотках получилось не

ноль, но очень близкое к нулю? Давайте рассмотрим пример. Сопротивление вторичной обмотки тороидального трансформатора 75ВА 2×28В равно примерно 0,5 Ом. Допустим мы хотим получить такую обмотку из двух, каждая из которых рассчитана на вдвое меньший ток. Тогда сопротивление каждой обмотки вдвое выше и будет равно 1 Ом. С точки зрения уравнительных токов обмотки включены последовательно (значит, общее сопротивление удваивается) и к ним прикладывается разность напряжений между обмотками. Допустим, эта разность напряжений равна 0,5 вольт. Тогда уравнительный ток будет

2. Если вольтметр показывает разность напряжений обмоток в точности равную нулю, это означает, что и формы напряжений обмоток, и их величины одинаковы (что уже само по себе редкое явление). Но кто поручится, что при изменении напряжения в сети, или изменении тока, потребляемого нагрузкой, формы токов так одинаковыми и останутся? Это не всегда случается даже у однотипных трансформаторов (из-за разброса свойств стали они могут немного по-разному насыщаться), а для трансформаторов разных типов это вообще нереально.

Поэтому давайте не будем рисковать, и не будем создавать себе возможные проблемы, соединяя параллельно обмотки разных трансформаторов!

Бросок тока при включении трансформатора. При включении трансформатора в сеть даже на холостом ходу возникает всплеск тока (пусковой ток, являющийся следствием переходного процесса в трансформаторе), который может превышать номинальный в десятки раз. Длительность пускового тока обычно не превышает 0,02…0,03 секунды, поэтому он не приводит к перегреву обмоток. Однако в этот момент на проводники обмоток действуют значительные электромагнитные силы, которые могут сдвинуть плохо закрепленные витки. С течением времени витки разбалтываются, и акустический шум трансформатора растет.

Другим неприятным последствием пускового тока является перегорание предохранителя в цепи первичной обмотки.

Величина пускового тока определяется как моментом времени включения (по отношению к начальной фазе сетевого напряжения), так и параметрами трансформатора. В частности, повышение числа витков первичной обмотки снижает пусковой ток, что еще раз говорит в пользу применения трансформаторов с пониженной рабочей индукцией. И наоборот, у трансформатора, работающего близко к насыщению, бросок тока при включении может быть очень большим.

Трансформаторы с пониженной рабочей индукцией. Существует мнение (вполне оправданное), что хорошие результаты дает применение в усилителях трансформаторов с пониженной индукцией, работающих практически на линейном участке кривой намагничивания (конец участка А – начало участка В на рис. 9). Действительно, снижение индукции уменьшает потоки рассеяния, а значит и магнитные поля трансформатора, а также снижает пусковой ток. Это достигается увеличением числа витков в обмотках в 1,2…1,3 раза выше номинального. Уменьшение полей рассеяния снижает индуктивность обмоток, но из-за повышения длины провода, возрастает их активное сопротивление, поэтому просадки напряжения под нагрузкой практически не меняются, а вот нагрев обмоток растет. Для нормализации нагрева увеличивают мощность трансформатора, повышая диаметр проводов обмоток.

Таким образом, чтобы получить трансформатор с пониженной рабочей индукцией, необходимо изготовить трансформатор с мощностью в 1,3…1,5 раз больше требуемой, все обмотки которого рассчитаны на напряжение в 1,2…1,3 раза больше необходимого.

Необходимо отметить, что при этом улучшается только работа самого трансформатора, на усилитель это никак не сказывается (если только магнитные поля трансформатора не действуют на усилитель, но к этому необходимо стремиться в любом случае). Поэтому затраты на такой специальный трансформатор практически никогда не окупаются (кроме техники очень высокого качества, там применение подобного трансформатора не только оправдано, но и зачастую просто необходимо), а в конструкциях начинающих радиолюбителей – наверняка. Поэтому «низкоиндукционный» трансформатор имеет смысл применять, если он уже есть, а если его нет, то и не надо.

Подмагничивание сердечника постоянным током. Трансформатор – устройство, предназначенное для работы на переменном токе (причем только своей, или близкой к ней частоты – если частота тока сильно отличается от номинальной, он может работать хуже или не работать вообще). Постоянный ток он не преобразует, потому что ЭДС в обмотках наводится только изменяющимся магнитным полем, которое получается, если ток переменный. И на постоянный ток не влияет индуктивность обмоток. Поэтому если на трансформатор подать 220 вольт постоянного тока, трансформатор сгорит – активное сопротивление первичной обмотки маленькое, и ток будет огромным.

А что случится, если через обмотку все же протекает постоянный ток? На переменном токе даже очень большие токи обмоток практически не изменяют рабочий магнитный поток, так как влияния первичной и вторичной обмоток взаимно компенсируются. На постоянном токе взаимодействия обмоток и взаимной компенсации токов не происходит. Постоянный ток создаст ничем не компенсируемое магнитное поле, которое будет подмагничивать сердечник, изменяя индукцию в нем. Если это поле достаточно велико, то сердечник начнет насыщаться со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так что появления постоянного тока (заметной величины) в трансформаторе следует избегать. Исключение составляют выходные трансформаторы ламповой техники – в них предусмотрен зазор в сердечнике для исключения насыщения. Но и в таком случае трансформатору работать не очень комфортно.

Источник: Рогов И.Е. Конструирование источников питания звуковых усилителей. – Москва: Инфра- Инженерия, 2011. – 160 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: