Гребенка для автоматических выключателей - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Гребенка для автоматических выключателей

Виды и схема подключения соединительной шины-гребенки для автоматов

Для монтажа электротехнических изделий, устанавливаемых в силовых распределительных шкафах, используются сборные и соединительные шины различного типа. Специальная гребенка для автоматов – один из тех элементов, без которых сложно обойтись при обустройстве коммутационных линий. Она применяется для удобства объединения линейки из автоматических приборов в электрощите, позволяя обходиться без сложных в монтаже проводных перемычек.

  1. Виды соединительных шин
  2. Особенности конструкции
  3. Виды отводов
  4. Достоинства и недостатки
  5. Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку
  6. Особенности и правила монтажа
  7. Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
  8. Однофазное включение
  9. 3-х фазное подсоединение

Виды соединительных шин

Штыревая гребенка для автоматов

Известные типы гребенок для автоматических выключателей (АВ) классифицируются по целому ряду признаков, основными из которых являются:

  • общее количество имеющихся на них полюсов;
  • число подключаемых установочных модулей с учетом фиксированной ширины;
  • тип рабочих контактов — отводов или штырей.

Согласно первому признаку шина соединительная может иметь несколько исполнений, среди которых выделяются однополюсные, двухполюсные, а также 3-х полюсные и 4-х полюсные полосы.

По количеству подключаемых к гребенкам модулей они бывают рассчитаны на 12/24/36/48/60 посадочных мест. По типу используемых в изделиях контактов (это деление касается конструктивных особенностей гребенок) все они делятся на штыревые или зубчатые образцы. Первая из разновидностей относится к универсальному типу, так как подходит для любого модульного автомата или подобного ему устройства.

Особенности конструкции

Гребенка в щитке

Различия в исполнениях электрических гребенок связаны со следующими особенностями их устройства:

  • Количество изолированных пластин в гребенчатой шине равно числу ее полюсов.
  • Каждая разновидность соединительной гребенки используется только для определенных целей.
  • Однополюсные соединители применяются исключительно для однофазных автоматов, а 4-х полюсные – для коммутации 3 фаз и нуля, например.

Известные образцы гребенок имеют два исполнения, отличающиеся своим шагом (18 мм и 27 мм). Первое предназначено для подключения одномодульных автоматов, заявленная ширина которых как раз равна 18-ти мм. Гребенки с шагом 27 мм позволяют объединять приборы с шириной корпуса в 1,5 модуля (18х1,5 = 27 мм).

Конструкция соединительных приспособлений рассчитана на монтаж большого количества автоматов с суммарным числом выводов от 12 до 60-ти. Этим объясняется, почему использовать их для установки 2-х или 3-х приборов, например, нецелесообразно. Традиционно эти вспомогательные изделия применяются для сборки распределительных щитов со значительным числом коммутационных устройств.

При знакомстве с конструкцией гребенок особое внимание обращается на сечение фазной соединительной шинки из меди, которое не должно быть менее 16 кв.мм. Приблизительный расчет количества провода, который экономится на такой замене, снимает все сомнения в целесообразности применения этих медных изделий.

Виды отводов

Существует два вида отводящих контактов, входящих в состав соединительных гребенок.

  • Отводы, выполненные в виде штырей и обозначаемые как «Pin». Используются очень часто, поскольку подходят под большинство автоматических устройств.
  • Вилочные отводы, маркируемые значком «Fork».

Вторая из разновидностей контактов используется намного реже, поскольку для их монтажа потребуется особый зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых АВ. Сечение отводящих штырей подбирается таким образом, чтобы его хватало для работы с нагрузочными токами до 63-х Ампер включительно.

При выборе шин однофазных, а также любых других размерностей, отличающихся видом отводов, потребуется учитывать ряд особенностей конструкции. Для каждого класса подключаемых приборов подходит только определенный образец шины. Когда пытаются установить соединительную гребенку, отводы которой не соответствуют данному устройству, они могут просто не войти до конца в гнезда. В этом случае какая-то часть плоскости шинок остается открытой, что представляет угрозу для пользователей и монтажников.

В качестве примера приводятся автоматы марки АВВ, корпус которых выпускается в двух исполнениях: S200 и более простая модель – S200L. Для первого из этих образцов подойдет шинка под обозначением PSH, а для S200L потребуется другой ее тип PS.

Китайские гребенки со стандартными отводами могут вообще не подойти по размеру шага, что в результате приводит к невозможности их использования. Специалисты советуют не экономить на качестве этих изделий и приобретать только после консультации с менеджерами по продажам.

Достоинства и недостатки

К преимуществам использования соединительных гребенок на основе меди следует отнести:

  • Простота и высокая скорость сборки.
  • Получение качественного и надежного электрического соединения.
  • Снижение общего количество контактов в два раза, что повышает надежность образующихся соединений.

При установке типовых перемычек, сделанных из электромонтажных проводов, на один зажим приходится сразу два оголенных контактных конца. При использовании же гребенки однофазной, например, используется всего один зубец (отвод).

Специалисты по монтажу по-своему решают проблему экономии контактов – они соединяют автоматы не отдельными перемычками, а сплошным проводом. Для этого в зонах электрических соединений делаются петли с нужным радиусом изгиба.

К недостаткам способа подключения, при котором используются шины электрические соединительные, относят:

  • Неудобство замены прибора автоматической защиты, поскольку в этом случае приходится снимать всю гребенку целиком.
  • Невозможность добавления еще одного автомата (для этого потребуется новая ее размерность).

Одно из возможных решений проблемы второго случая – заблаговременно установить в щиток резервные приборы с часто используемыми номиналами 10 и 16 Ампер. Их выводные контакты до определенного момента времени оставляются незадействованными, а сами они постоянно остаются в выключенном состоянии.

С учетом особых приемов монтажа автоматов и их резервирования применение соединительных гребенок целесообразно в любых ситуациях, несмотря на имеющиеся недостатки.

Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку

Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения.

Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе (без нуля) – такую шину принято называть фазной.

В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии (220 Вольт), либо – в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации. Разница между двумя вариантами проявляется только в конструкции самого шинного соединителя.

Согласно ПУЭ, элемент предназначен для создания надежного контакта между верхними (подводящими) клеммами автоматических приборов, напряжение с выхода которых поступает в линию нагрузки. Для этого шинка должна выдерживать значительные токи, что определяет схему ее включения в общие цепи питания — все автоматы соединяются с ее помощью в параллель по входу. Это правило справедливо как для однофазных (однорядных) шин, так и для трехфазных гребенок для автоматов. Во втором случае изделие из меди имеет три изолированных ряда, смещенных на шаг, соответствующих расстоянию между фазными клеммами коммутирующего прибора на 380 Вольт.

Особенности и правила монтажа

Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.

Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.

Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:

  • Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
  • При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
  • При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.

В процессе установки соединительных шин для автоматов вместо стандартных перемычек из провода обязательно соблюдение общепринятой маркировки. Она наносится на корпусах монтируемых изделий и должна соответствовать требованиям действующих нормативов.

Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.

Подключение УЗО и дифференциальных автоматов

Посредством двухполюсной гребенки, обозначаемой как (L+N), а также 3-х полюсного ее аналога удобно объединять не только обычные АВ, но и добавлять к ним устройства защитного отключения (УЗО). Когда в шкафу в одной линейке устанавливаются простые отключающие АВ и УЗО, монтаж комбинации из защитных приборов заметно усложняется. Возникшие сложности объясняются особенностями подводки питающих шин к различным видам устройств, которые проявляются по-разному в двух следующих вариантах:

  • Совместно с линейкой из нескольких автоматов устанавливается одно или несколько УЗО.
  • Вместо автоматов и УЗО в линейку выстраиваются полностью заменяющие их дифференциальные приборы.
Читайте также  Расчет автоматического выключателя для электродвигателя

Дифавтомат – это объединенные в одном корпусе УЗО и обычный автоматический выключатель.

Первый случай в свою очередь предполагает два варианта монтажа: гребенка используется в однофазной цепи или устанавливается в трехфазную силовую линию.

Однофазное включение

Особенность такого подключения состоит в том, что для автоматов потребуется однополюсная линейка, а для УЗО – двухполюсная. Условием срабатывания последних является совместная коммутация фазы и нуля. В данном случае исходят из принципа максимальных возможностей, то есть выбирают двухполюсную шину, а приходящиеся на автоматы земляные отводы просто отгибаются.

3-х фазное подсоединение

В этом случае придется воспользоваться 4-х полюсной гребенкой из меди, три фазных контакта которых задействуются и на автоматах, и на УЗО. Четвертый «нулевой» ряд используется для подключения в УЗО, а в районе «земляных» контактов обычных отключающих приборов он просто отгибается. При монтаже одних дифавтоматов в любой ситуации отводы гребенки подключаются ко всем задействованным в схеме контактам.

Соединительная гребенка для автоматических выключателей и УЗО – удобный способ их объединения в единый конструктивный блок. Она может применяться как в стандартных распределительных шкафах закрытого типа, так и в любом другом месте, отведенном для монтажа коммутирующих устройств.

Шина для автоматов (Гребенки). Виды и применение. Особенности

Во время сборки и монтажа распределительных щитов возникает множество сложных моментов, особенно при подключении групп автоматов и защитных устройств. Существуют различные приспособления, значительно упрощающие эту работу, к примеру шина для автоматов (гребенка). До недавнего времени для подключения нескольких электрических автоматов в щитке от одной линии питания, электромонтеру приходилось изготавливать несколько перемычек из изолированного провода заданного сечения.

Соединения перемычками

Этот способ соединения между собой автоматов имеет серьезный недостаток в том, что при выходе из строя одной перемычки, следующие за ней автоматические выключатели, не будут получать электроэнергию. Такая ситуация может произойти в результате некачественного контакта перемычки и ее отгорания.

Также в качестве недостатков соединения самодельными перемычками можно отметить:

  • Значительное повышение времени установки, так как необходимо отмерять куски проводов по длине, изгибать их, очищать от изоляции, опрессовать наконечники.
  • Нарушение эстетики внешнего вида в распределительном щите из-за большого количества проводов.
  • Проводные перемычки часто мешают установке устройств, которые должны находиться выше автоматов на DIN-рейке.

Такую ситуацию может исключить шина для автоматов, которая специально разработана для соединения группы параллельных устройств в виде устройств защитного отключения или автоматических выключателей. Ее часто называют гребенкой или гребенчатой соединительной шиной, из-за ее внешнего вида.

Особенности конструкции и виды

Однополюсная шина для автоматов имеет простое устройство, состоящее из медной шины (а) и изолятора (b).

Гребенки делятся в зависимости от типа подключаемых устройств на следующие виды:
  • Однополюсные.

  • Двухполюсные.

  • Трехполюсные.

  • Четырехполюсные.

Количество пластин в гребенчатой шине соответствует числу полюсов. Каждый вид соединительных шин применяется для своих целей. Например, однополюсные соединители применяют для подключения 1-фазных автоматов, а 4-полюсные – для 3-фазных устройств на четыре полюса (3 фазы + ноль).

Существуют гребенки с разным шагом: 18 мм и 27 мм. С меньшим шагом служат для подключения одномодульных автоматов. Ширина одного модуля равна 18 мм. Гребенки с шагом 27 мм предназначены для подключения автоматических выключателей в 1,5 модуля (18 х 1,5 = 27 мм).

Соединительные шины рассчитаны на установку большого количества автоматов, и имеют число выводов от 12 до 60, ввиду чего их использование для соединения 2-х автоматических выключателей будет нецелесообразно и нерационально. Обычно шина для автоматов используется для сборки больших распределительных щитов.

Виды отводов
Существует два вида отводов соединительных гребенок:
  • Штыревые , обозначаются «pin». Такие отводы применяются значительно чаще, так как они подходят под большинство устройств.

  • Вилочные , маркируются «fork».

Вилочные отводы используют гораздо реже, так как для них необходим специальный зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых устройств.

Сечение отводов соединительных гребенок обычно составляет 16 мм 2 , чего вполне хватает для величины потребляемого тока в 63 ампера.

При выборе соединительных гребенок необходимо учитывать следующие особенности конструкции. Для каждого вида подключаемых устройств подходит только определенная модель шины. Если пытаться установить соединитель, который не соответствует устройству, то отводы могут не полностью войти в гнезда, и часть их будет открыта, что создает определенную опасность для человека. Например, устройства АВВ обычно производят двух серий: S200 и более простое исполнение S200L. Для каждого из них подходит своя шина для автоматов: для S200 подходит PSH, а для S200L лучше использовать PS.

Китайские соединительные гребенки могут не соответствовать стандартам по размеру шага отводов, что приведет к невозможности их установки. Поэтому не стоит экономить на качестве таких изделий. В таких случаях рекомендуется получить консультацию специалиста.

Достоинства:
  • В распределительном щите значительно уменьшается количество проводов, что отражается на внешнем виде и аккуратности установки устройств.
  • Упрощается ремонт и обслуживание электрических устройств в распределительном щите, так как проще отследить схему их соединения.
  • Выдерживает нагрузку величиной до 63 ампер.
  • Высокое качество соединений, исключающих чрезмерное нагревание мест контакта, и появление различных проблем.
Недостатки:
  • При проведении ремонта или обслуживания устройств требуется отключать питание всех подключенных устройств, что создает определенные неудобства.
  • Затруднительное проведение модернизации устройства щита. Если требуется установка дополнительного устройства, то нужна замена соединительной гребенки, либо установка переходной перемычки, что отрицательно повлияет на качество контакта.
  • Для замены одного сгоревшего автоматического выключателя потребуется ослабление крепления контактов на всех устройствах, иначе не получится демонтировать шину.
  • Необходимость в установке соединительных шин одного производителя совместно с подключаемым устройством, так как разные производители часто допускают расхождение в габаритных и установочных размерах отводов, что приведет к невозможности электрического подключения.
  • Подключение автоматов такой соединительной шиной обойдется гораздо дороже, по сравнению с применением самодельных перемычек из провода. Это в основном относится к продукции известных брендов.
  • Нецелесообразно использовать соединительную гребенку для подключения одного или двух автоматов, так как она рассчитана на число модулей более шести.
Как устанавливается шина для автоматов
  • Если вы хотите подключить меньше автоматических выключателей, чем имеется отводов у соединительной шины, то нужно отрезать лишние отводы. Это можно выполнить любым подручным инструментом, например, ножовкой по металлу. Изолятор и шины лучше отрезать по отдельности, так как изолятор лучше сделать несколько длиннее самой шины на пару сантиметров. Это даст возможность обеспечить защиту от короткого замыкания.
  • На края изолятора рекомендуется установить специальные заглушки, входящие в комплект набора соединительной шины. Если заглушек в комплекте не предусмотрено, то можно воспользоваться обычной изоляционной лентой.
  • Процедура подключения гребенки обычно не вызывает трудностей даже у начинающих электромонтеров. Шину необходимо вставить сверху подключаемых устройств. При этом все отводы должны вставиться в соответствующие контактные гнезда.

  • Далее следует затянуть винты крепления контактов. От этого зависит качество соединения и дальнейшая безопасная эксплуатация устройств.

  • Ввод питания подключается на одном из концов соединительной гребенки.
  • Затем подключают провода к потребителям энергии.
  • После проверки правильности всех подключений сотрудник энергоснабжающей организации должен подать питание на распределительный щит, после чего работа считается оконченной.

Что такое гребенка для автоматических выключателей

Гребенка(шина) для автоматических выключателей — устройство для сборки и монтажа распределительных щитов. Оно состоит из цельной медной пластины, которая помещена в пластиковый изолятор.

Гребенки в соответствии от типа подключаемых устройств делятся на:

  • однополюсные;
  • двухполюсные;
  • трехполюсные;
  • четырехполюсные.

Число полюсов ровно числу пластинок, которые находятся в гребенчатой шине.

Тип соединительных шин подбирается в зависимости от поставленной задачи. Самыми редкими в использовании являются трехполюсные гребенки. Для подключения однофазовых автоматов чаще всего используются однополюсные, а для трехфазных — четырёхполюсные.

Размерный ряд шагов гребёнок колеблется от 18 мм до 27 мм. Возможное число модулей (зубьев): двенадцать, двадцать четыре, тридцать шесть, сорок восемь, шестьдесят.

Конструкция

Гребенки (шины) состоят из пластины, помещенной в пластмассовый корпус, и штырей, которые называют зубьями. Корпус является цельным. Штыри оголенные, то есть они не имеют никакой предохранительной пластмассовой оболочки, так как вводятся в контакты с целью подсоединения защитной модульной конструкции.

Могут иметь Г-образную или V-образную форму, но чаще всего встречается первый вариант.

Стандартная однополюсная гребенка представлена в виде прямоугольной красновато-желтой пластинки, находящейся в корпусе, сделанном из тугоплавкого пластмассы.

В двухполюсном типе находится две шины. Дистанция между штырями у него больше, чем у однополюсного. Причиной является то, что к данному типу гребенок с целью подсоединения ведутся несколько питающих кабелей: фаза-нуль (L+N) или фаза-фаза (L1+ L2). Штыри в этом случае идут через один.

Читайте также  Масляные выключатели их типы основные характеристики

Виды отводов

Имеется два вида отвода соединительных гребёнок:

  1. Штыревые (маркировка «pin») — подойдет для почти всех разновидностей предохранительных агрегатов в независимости с компании-изготовителя.
  2. Вилочные (маркировка «fork») — крайне редко используются, так как для подключения требуется особый зажим, который присутствует не у всех приборов. Используется брендовыми фирмами.

Алгоритм подключения автоматических шин

Для подключения автоматических шин нужно:

  1. взять гребенку и извлечь из нее красновато-желтую шину;
  2. если для подключения требуется меньше автоматических выключателей, нежели существует отводов у монтажной шины гребенки, то следует отрезать нужное количество зубьев (три, пять или семь зубьев — зависит от вашего случая). Эту операцию можно выполнить любым инструментом, подходящим для ситуации, например, ножовкой по металлу. Части лучше разрезать по отдельности: изолятор отдельно, шины отдельно;
  3. затем, следует отрезать пластмассовый блок-корпус согласно протяженности медной пластины, желательно чуть больше, чем нужно, чтобы с краев гребенки не торчали детали. Также это поможет предотвратить короткое замыкание. На обрезанные стороны изолятора следует поставить специализированные заглушки, которые, как правило, продаются в комплекте с соединительной шиной. Но если таковые отсутствуют, то можно использовать изоленту;
  4. шину следует вставлять сверху подсоединенных приборов (каждый отвод должен присоединяться в соответствующее контактное гнездо). Далее следует завинтить гребенку под весь ряд нужных автоматов и подключить питание. Именно в этом месте выполняется совместное подключение провода с шиной в автомате.

Алгоритм подключения УЗО (устройство защитного отключения) и дифавтоматов с помощью соединительных шин

Для подключения УЗО или дифавтомата с помощью соединительных шин нужно (рассматривается случай подключения двух устройств защитного подключения):

  1. фазу подвести к первой медной шине и зажать в одном контакте УЗО;
  2. ноль же подвести к второй медной шине и зажать во втором контакте УЗО;
  3. оставшиеся УЗО следует присоединить к двум этим гребенкам шин.

Монтаж

Монтаж обычной гребенчатой шины происходит в границах вводного или распределительного щитков. Обычно этот процесс не вызывает вопросов.

Особенности подключения шины под гребенку:

  1. при монтаже проводящая доля гребенки поступает между нижней прижимной пластиной и, собственно, гребенкой, из-за чего имеющаяся на ней пластмассовая изолирующая ступень направляется в сторону винтообразного крепления;
  2. если нарушить это требование, то не удастся получить эстетическое соединение, которое будет лишено изгиба пластины;
  3. при монтаже гребёнки трехфазного типа необходимо следить за точностью положения изоляторов, чтобы устранить вероятность межфазного замыкания;
  4. при установке соединительных шин для автоматов взамен типичных перемычек из кабеля важно придерживаться общепризнанной маркировки, которая находится на корпусах монтируемых изделий, а также отвечает условиям функционирующих нормативов.

Достоинства и недостатки

К недостаткам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. постоянная потребность отключения питания при необходимости провести ремонт или обслужить устройство, что создает определенные неудобства;
  2. трудности в осуществление модернизации щитка. Если потребуется монтаж вспомогательного устройства — нужна будет смена соединительной гребёнки или установка переходной перемычки. Но это может оказать негативное влияние на свойство контактов;
  3. смена 1-го перегоревшего автоматического выключателя потребует открепления каждого контакта на каждом устройстве, но по-другому демонтаж шины может не выйдет;
  4. из-за того, что разные компании-производители в большинстве случаев могут допускать расхождение в габаритах и инструкционных объемов, появляется потребность устанавливать соединительные шины только лишь одной компании-изготовителя вместе с устройством, которое планируется подключить. Выбор разных фирм может привести к тому, что электрическое подключение будет невозможно, ведь штырь может просто не достать до зажимного контакта;
  5. использование самодельных перемычек, состоящих из провода и изоленты, при подключении автоматов может обойтись гораздо дешевле, чем использование соединительной шины. Но этот недостаток относится к продукции известных брендовых фирм-производителей;
  6. использование соединительной гребенки бессмысленно при подсоединении 1-го либо нескольких автоматов. Причиной этого служит то, что она рассчитана на количество модулей — более шести.

Одними из самых популярных гребенок на российском рынке являются гребёнки фирмы ABB (абб или abb). Это шведско-швейцарская фирма, расположена в Цюрихе.

К достоинствам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. простота использования и высокая скорость сборки;
  2. гарантирует высококачественное, а также безопасное гальваническое соединение, так как клемма может зажимать только один контакт (исключением является первая клемма, в которую вводится питание от линии использованной pin-шины, а fork-шина лишена и этого недостатка).
  3. снижает общее количество контактов в 2 раза, и за счет этого повышается надежность образующихся соединений, исключается возможность чрезмерного нагревания мест контакта;
  4. неотъемлемым достоинством является свойство коммутации, контакт с ответвлением жилы в разы лучше, чем применение моножильного кабеля в качестве перемычки. Использование гребенки почти исключает перегрев контактной площадки;
  5. чаще всего шины соединительной гребенки на шесть модулей рассчитаны на нагрузку 63 А. Для того, чтобы провод мог выдерживать данную нагрузку, он должен иметь сечение минимум 16 квадратных миллиметров, а это ощутимо делает работу с ним сложнее;
  6. благодаря гребенке в щитке уменьшается количество проводов, что влияет на опрятность разводки, а также ее показательность. Это упрощает возможность разобраться в ней, если появится такая потребность. Применение гребенки позволяет самостоятельно осуществлять высококачественную разводку.

Использование гребенки для автоматов делает монтаж в распределительном щите в разы проще и быстрее, и этот факт является главным плюсом.

Видео по теме

Гребенка для автоматов

При необходимости установить целую группу автоматов и прочих защитных устройств в распределительный щиток возникает много сложностей. Раньше электрику приходилось изготавливать множество перемычек для автоматов, сечение которых также должно было подходить по параметрам. Но этот способ был ненадежным. Для упрощения этой работы была создана гребенка для автоматов, которую еще называют шиной.

Конструкция соединительных шин

Шина, или гребенка для автоматических выключателей, – это медная пластинка с зубьями-выходами для подключения защитных устройств, расположенными через определенное расстояние и изолятор для нее. Такого вида гребенки подходят для однополюсных автоматов.

Существуют также двухполюсные выключатели. Соединительная шина для автоматов, в которые они устанавливаются, выглядит несколько иначе. Она представляет собой корпус изолятора, где находятся уже две пластины, зубья которых располагаются через один, причем на одной из них загнуты так, чтобы при сборе они выстраивались в линию. Это позволяет совершать подключения двух ваз или фазу с нулем.

Для трехфазных защитных устройств шина для автоматов состоит из трех медных пластинок в общем корпусе из диэлектрика. Каждая гребенка дополнительно изолируется от остальных.

Штырьки находятся на одинаковом расстоянии, обычно обозначающееся как размер автомата на дин-рейку, как правило, равное 17,5 мм.

Выпускаются отводы двух видов:

  1. Pin – крепления гребенки, напоминающие зубья расчески, называющиеся штырьковыми. Они являются универсальными и используются практически повсеместно.
  2. Fork – данные зубья имеют форму полумесяца и называются вилкообразными. Для подключения оснащенной штырьками такого типа гребенки к автомату, должно присутствовать специальное крепление.

Правила установки и подключения

Как говорилось выше, гребенки пришли на смену перемычкам автоматических выключателей, оказавшись надежнее, долговечнее и проще в использовании. Они используются для соединения автоматов и остальных защитных устройств после рубильника.

Как и для любых устройств, у соединительной шины гребенки для автоматов существуют правила установки и подключения. Они достаточно просты и не требуют использования дополнительного оборудования.

Для соединения шины с автоматом, потребуется:

  1. Убедиться, что шина подходит по количеству полюсов, по размеру автомата на дин-рейку и по креплению. Чтобы избежать расхождений, лучше сразу приобретать гребенку и автомат одинаковой фирмы производителя.
  2. С помощью ножовки по металлу необходимо отрезать шину нужной длины.
  3. Отрезать диэлектрический корпус с запасом в 1-2 сантиметра, во избежание короткого замыкания.
  4. Надеть на шину специальный кожух.
  5. Приступить к монтажу и установке планок для крепления электрических автоматов, учитывая маркировку, защитный прибор имеет 2 или более полюсов. Для этого потребуется вставить каждый отвод в специальное отверстие автомата, в каждом из которых есть обычный зажим, затягивающийся стандартными болтами.
  6. При использовании шины с вилками, отводы крепятся в специально предназначенные для гнезда.
  7. В один из крайних зажимов требуется подключить вводный питающий провод.

Лучшие производители

На рынке сейчас представлено огромное количество соединительных шин, выпускаемых различными производителями, от мировых корпораций и до локальных компаний. Однако существуют производители, зарекомендовавшие себя наилучшим образом, чью продукцию можно покупать без опасений за ее качество, производительность и надежность.

На данный момент на мировом рынке одним из лидеров и известнейшим производителем силового оборудования и в том числе соединительных шин является швейцарская компания АВВ. Продукция фирмы отличается надежностью, безопасностью и износостойкостью.

Читайте также  Переделка автоматического выключателя

Также популярна и продукция французского бренда Legrand, специализирующегося на выпуске электротехнических изделий. Выпускаемые компанией изделия соответствуют новейшим европейским стандартам качества и могут с одинаковым успехом применяться как в простых квартирных щитках, так и на крупнейших производствах.

Хорошим решением будет и приобретение оборудования, выпускаемого одной из старейших французских корпораций Schneider Electric, специализирующейся на выпуске и обслуживании электрооборудования и зарекомендовавшей себя наилучшим образом.

На внутреннем рынке одним из ведущих производителей и поставщиков электрооборудования на данный момент является компания ИЭК, добившаяся своего успеха благодаря крайней доступности продукции для потребителя и дважды становившаяся лауреатом премии «Марка № 1 в России».

Успешно конкурирует с брендом ИЭК Курский электроаппаратный завод (КЭАЗ), существовавший еще в СССР. Выпускаемая заводом продукция отличается надежностью, долговечностью и сравнительно доступной ценой, а линейка выбора на данный момент является одной из самых больших на внутреннем рынке.

Также хотелось бы отметить и достаточно известную в России китайскую компанию EKF electrotechnica. Цена и качество производимых ею изделий сравнимы с параметрами продукции бренда ИЭК, однако пятилетний гарантийный срок заставляет многих выбрать эту компанию.

Преимущества и недостатки

Соединительные шины крайне популярны в использовании, из-за того что они обеспечивают более надежное соединение защитных аппаратов, снижая количество дополнительных соединений в два раза по сравнению с обычными перемычками.

Также стоит отметить то, что стандартная шина может выдержать силу тока больше 60 А. Перемычку из провода с такими показателями изготовить практически невозможно.

Шина обеспечивает аккуратный внешний вид разводке, так как отсутствуют торчащие во все стороны дополнительные провода перемычек.

Однако эта конструкция имеет и свои недостатки:

  • Появляется необходимость покупать автоматы одного производителя, ведь купленная у другой компании шина может попросту не подойти.
  • При добавлении нового автомата приходится менять всю шину целиком, так как установка дополнительной перемычки снизит производительность. При замене шины придется отключать все автоматы полностью, что приведет к немалым потерям в масштабе предприятия.
  • Для замены одного из модулей на абсолютно идентичный опять же придется отключить полностью весь щиток и ослабить зажимы абсолютно всех контактов. Устройство попросту невозможно демонтировать из-за того, что его фиксирует шина.

Подводя итог, стоит заметить, что шина крайне удобное и надежное соединение. В квартирах соединительные шины просто незаменимы, особенно в щитках, где и так недостаточно места. Гребенки отличаются довольно высокой ценой, однако стоят тех денег. Лучше поменять все автоматы в доме и поставить шину, чем мучиться с перемычками.

Правила установки и подключения автомата в электрощитке через гребенку: для чего это делать

Когда комплектуют распределительный щиток, в большинстве случаев автомат выключатели размещают под счетчиком, сводят соединением параллельно, посредством стыковки перемычками. Этот метод неплох, он экономичен, но, с немалым недостатком.

Зажим автомат выключателей, в случае неустойчивого соединения, может расплавиться и спровоцировать от короткого замыкания до возгорания.

Избежать этого возможно при помощи, рекомендуемой нами, специальной гребенки, имеющей официальное название – соединительная шина для автоматических выключателей (СШдАВ).

Рассмотрим подробнее подключение через гребенку в этой публикации, состав, как установить самостоятельно, применение.

Хотим начать с описания строения гребенки: соединительная шина – это пластинка из меди, которая полностью «спрятана» в изоляцию из высокопрочного не возгорающегося пластика.

С такой пластины отходят специальные подводы, которыми и соединяются автоматические выключатели (АВ) в щите. Важный момент – число пластин равно числу полюсов.

Шаги у типов соединительной шины могут варьировать в интервале от 18мм до 27мм. 18мм – применимы в процессах коммутаций автоматов, шириной, соответствующей одному модулю. 27мм – это уже при ширине в 1.5 модуля.

Какой именно вам нужен шаг, при выборе гребенки, будет понятен исходя из ваших индивидуальных условий.

Если делать различие по количеству полюсов СШдАВ, то можно различать ее виды с одним, двумя, тремя и четырьмя полюсами. Каждый вид предназначен по-своему.

Так, шина с одним полюсом, применима для подсоединения автомат выключателя через гребенку, рассчитанного на одну фазу. В то время как другой ее вид с четырьмя полюсами способен к соединению с трехфазным УЗО на 4 полюса, с тремя фазами и нулем.

Отводы от пластины тоже варьируют в интервале от 12 до 60. По этой причине использование гребенки для совмещения двух электрических автоматов – не целесообразно. Желательно, и даже разумно, применять распределительную гребенку при монтаже крупных щитков.

Отводы, исходящие от пластины, могут иметь вид штыря с маркировкой pin, или же вилки с маркировкой fork.

Штыревые отводы более популярны, в то время как к вилочным отводам необходим дополнительно специальный зажим, и они не так универсальны. Не все автоматы могут быть подключены такими, вилочными, отводами.

Еще один нюанс в строении, о котором хочется упомянуть –это поперечное сечение отводов. В большинстве своем это 16 мм.кв., которое абсолютно уверенно справится с нагрузкой в 63А.

Как и у любого устройства, соединительная шина для автомат выключателей, при сборке проводки и электролиний, имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • Гребенка обеспечивает соединение, которое гораздо надежнее, чем, если бы она не присутствовала в коммутационной аппаратуре. В случае, когда соединение перемычек представляет собой контакт двух концов проводов в едином зажиме, наличие СШдАВ позволяет сократить показатель в два раза, и, как следствие, ощутимо улучшить качество соединения.
  • Повторюсь, СШдАВ может справиться с нагрузкой до 63А. Создать хвост (шлейф) из провода сечением 16 мм.кв. будет трудно.
  • Распределительная шина, в щитке, создает возможность аккуратно и более упорядочено сделать разводку проводки.

К минусам подключения автомата через гребенку относим такие моменты:

  • Автомат выключатели производства нескольких компаний, могут отличаться по высоте. Имея такие различия, модульные коммутационные тех изделия, своим отводом могут не достать до гнезда для подсоединения АВ размера поменьше.
  • В случае, когда появилась необходимость замены АВ в щитке, одного или нескольких, придётся ослабить гребенку на всех разъемах. В противном случае не будет возможности ее поднять. И как следствие – не извлечь автомат, который нужно заменить.
  • В той ситуации, когда понадобилось увеличить количество автомат выключателей в щитке, вы будете вынуждены либо заменить СШдАВ целиком, либо применять дополнительную перемычку. В итоге вид проводки в этом месте уже будет не такой упорядоченный, не эстетичный, можно сказать. На период, пока вы будете менять, добавлять, подключать и т д, вы должны будете обесточить все электролинии. В масштабах производства или крупных комплексов – нужно это учитывать и согласовывать.

Монтаж и подсоединение автомата через гребенку. На что обращаем внимание? Далее.

На старте определитесь с нужной вам длиной СШдАВ. Возможно, какая-то честь ее останется как лишняя. Отрежьте нужную длину, воспользовавшись ножовкой. Диэлектрический корпус из пластика, рекомендуем обрезать с небольшим зазором в 1-2см.

Так вы обеспечите защиту токоведущих составляющих элементов и предупредите короткое замыкание. Края отрезанной шины нужно заизолировать изолентой или заглушками. Далее, имея в руках гребенку необходимой длины, приступаем к подсоединению АВ.

Расположив СШдАВ сверху, просто помещаем штыревые отводы в разъемы соответственно и затягиваем винты. В крайний зажим шины необходимо подсоединить питающий провод ввода.

В том случае, когда применяем шину с вилковыми отводами, для подсоединения у некоторых видов (например, производства Hager, ABB) установлен отдельный разъем, который расположен снизу, и именно к нему предусмотрено дальнейшее подсоединение.

Напоследок этой статьи, мы надеемся, что подключение соединительной однорядной гребенки шины, для соединения автоматических выключателей, вам стало более понятно.

Между прочим, возможности соединительной шины позволяют применять ее при подсоединении, помимо автоматов, таких устройств как УЗО и дифавтоматы.

Но их монтаж будут отличаться от описанного метода в этой статье. Здесь уже применяют двухполосную шину.

Отводы фазы и нуля в ней располагаются через один. Подключение нужно производить согласно маркировке (каждому отводу – соответственный разъем), и также прочно зажать винтами. Удачных вам подключений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: