Секционный выключатель назначение - ELSTROIKOMPLEKT.RU

Секционный выключатель назначение

Диспетчерские наименования энергетических объектов — Диспетчерские наименования элементов схем

Содержание материала

В случае, если элемент схемы образует присоединение, то его диспетчерское наименование состоит из сокращенного буквенно-цифрового обозначения, которое будет являться наименованием присоединения, и класса напряжения.
В случае, если элемент схемы не образует присоединения, то его ДН состоит из сокращенного буквенно-цифрового обозначения, класса напряжения, наименования присоединения. Существуют отклонения от этих правил для функционально определенных элементов схем. Эти правила описаны ниже.

Диспетчерские наименования функционально-определенных элементов схем

Перечень функционально-определенных элементов схем приведен в таблице .

Таблица. функционально-определенные элементы схем.

Наименование

Буквенное сокращение

Примечание

Трансформатор собственных нужд

как разъединитель с одним заземленным концом.

Линейный разъединитель

Разъединитель является линейным, если одним концом он соединен с линией (КЛ или ВЛ) или элементом, являющимся частью линии – фидером, муфтой, связъю с объектом. Другим концом он не должен быть присоединен к ОШ – обходной шине.

Шинный разъединитель

Как правило, разъединитель, соединенный с шиной называется шинным (исключение составляют разъединители обходных шин и трансферов, секционные разъединители, см. ниже).
Для шинного разъединителя необходимо указывать сокращенное обозначение (ШР), наименование секции, с которой он соединен, и наименование присоединения. Это необходимо для однозначного именования шинных разъединителей одного присоединения, соединенных с разными секциями шин. В этом случае все элементы, стоящие в цепи шинного разъединителя от шины до узла, соединяющего в себе более двух элементов схемы или до сдвоенного реактора, должны содержать в диспетчерском наименовании имя секции шин, к которой они присоединены. Это относится и с разъединителям, и к выключателям, реакторам. Иногда, в случае, если у присоединения один шинный разъединитель, ДН упрощают и не указывают, с какой шиной соединен шинный разъединитель. Тем не менее, в оперативных переговорах как правило уточняют эту информацию на словах.

Пример:
ШР 1 сек. 110 кВ Т-1: 1 сек. 110 кВ – наименование секции, Т-1 – наименование присоединения.

Разъединитель трансформатора напряжения

Могут быть установлены на линиях и шинах. Именуются ТР ТН-1 500 кВ ВЛ Липки – Рюмино. На шинах в зависимости от местных правил могут именоваться как ШР ТН-1 10 кВ, или ТР ТН-1 10 кВ.

Секционный разъединитель

Разъединитель, стоящий в цепи секционного выключателя.
ДН включает в себя имя разъединителя (СР), ДН секционного выключателя,
Пример: СР 10 кВ СМВ 1-3 сек. в стор. 3 сек.

Обходной разъединитель

Разъединитель, соединенный с обходной шиной.
Примеры : ОР ТН 220 кВ ОСШ, ОР 110 кВ Т-1,
ОР 110 кВ ВЛ Тяговая – Пущино.

Трансформаторный разъединитель

Разъединитель в цепи обмотки трансформатора, Ближайший к трансформатору разъединитель.
Пример: ТР 10 кВ Т-1. В случае, если он соединен с шиной в схемах четырехугольников, мостов используется наименование ТР.

Трансформатор собственных нужд

Именуется как трансформатор, только вместо Т стоит ТСН.

Заземляющий нож

Наименование заземляющего ножа состоит из префикса ЗН, наименования разъединителя или другого коммутационного аппарата, на котором установлен ЗН, и указания, в какую сторону включен заземляющий нож. «Сторона», в которую включается заземляющий нож, это ближайший к ЗН в электрической цепи элемент схемы в сторону, противоположную разъединителю, на котором установлен ЗН. Пример:
ЗН РЛ-220 кВ ВЛ Тяговая – Пущино в стор. ВЛ,
ЗН РЛ-220 кВ ВЛ Тяговая – Пущино в стор. МВ.
ЗН МВ-10 кВ ТСН-1 в стор. ТСН-1

Поскольку операция заземления является очень ответственной операцией, необходима предельная точность в указании места, куда устанавливается заземление.
Но в некоторых предприятиях используют не однозначные правила именования заземляющих ножей, не указывая, в какую сторону установлен заземляющий нож, если он единственный на разъединителе. Однозначность наименования в этом случае соблюдается, но меняется правило наименования заземляющих ножей и точность диспетчерского наименования.
Аналогично именуются и короткозымыкатели на отделителях.

В случае, если заземляющий нож отдельно установлен для заземления шин, то наименование шины служит для него именем присоединения : ЗН 1 СШ 110 кВ в ст. .

Обходные шины

Наименование обходных шин состоит из сокращения ОШ и класса напряжения. В некоторых случаях, когда в пределах одного распредустройства несколько обходных шин одного класса напряжения, им присваивают различные номера. Например : ОШ-1 110 кВ,
ОШ-2 110 кВ. Обходные шины предназначены для перевода какого либо присоединения со своего выключателя на выключатель обходной системы шин без перерыва в электроснабжении.

Обходной выключатель

Обходной выключатель предназначен для перевода нагрузки какого-либо присоединения через обходную систему шин. Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение.

Пример: ОР -110 кВ ОВ, ШР 1 сек. 110 кВ ОВ. В наименовании выключателя может учитываться тип выключателя, например: ШР 1 сек. 220 кВ ОВВ (воздушный).

Секционный выключатель

Если выключатель соединяет секции, у которых нет общих присоединений — это будет секционный выключатель.
Секционный выключатель предназначен для соединения секций шин. Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение. Пример : СВ 110 кВ.
В случае, если в распредустройстве больше двух секций, то в наименование секционного выключателя добавляются наименования секций, которые он соединяет.
Пример : СВ 1–3 сек. 10 кВ

Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение.

Пример: СР 1 сек. 110 кВ СВ . В наименовании выключателя может учитываться тип выключателя, например: СР 1 сек. 220 кВ СВВ (воздушный).

Шиносоединительный выключатель

Если в схеме распредустройства две шины с возможностью перевода присоединения как на одну, так и на другую шину, (в присоединении два шинных разъединителя ) то выключатель, соединяющий шины называется шиносоединительным (ШСВ). Для других коммутационных аппаратов, в цепи с которыми стоит, является элементом, образующим присоединение. Примеры: ШСВ 110 кВ. Рш 1 сек. 110 кВ ШСМВ.

Буквенные обозначения элементов схем

Проект РЗА

Сайт о релейной защите и цифровых технологиях в энергетике

Защиты и автоматика секционного выключателя 6(10) кВ

Для секционного выключателя (СВ) защиты практически аналогичны защитам ввода 6(10) кВ. При этом надо помнить, что в СВ сходятся сигналы присоединений обеих секций.

Например, если говорить про УРОВ, то на СВ заводятся сигналы УРОВ с каждого присоединения подстанции в то время, как на ввод только УРОВ присоединений своей секции. То же самое с сигналами ЛЗШ и дуговой защиты.

СВ 6(10) кВ — это своего рода узел, куда сводится множество защитных сигналов. Поэтому в терминале СВ должно быть достаточно дискретных входов.

Для сетей в односторонним питанием (а мы рассматриваем именно такие) СВ в нормальном режиме всегда отключен. Если срабатывает АВР, то он сначала отключает ввод потерявший питание, а потом включает СВ. Может быть и наоборот, но это больше характерно для быстродействующего АВР (БАВР), который сегодня набирает популярность.

Алгоритма АВР в терминале СВ как такового нет. Он просто выполняет команды АВР терминалов вводов, которые управляют СВ через дискретные входы.

Можно сказать, что РЗА секционного выключателя для стандартной схемы довольно простые и обычно не вызывают вопросов даже у начинающих специалистов.

Кстати, вопрос для начинающих: почему на СВ 6(10) кВ не используют токовую отсечку? Ведь на шинах ток КЗ максимальный и отключать его следует как можно быстрее. Ответы пишите в комментариях.

В следующий раз рассмотрим защиты и автоматику ТН 6(10) кВ

БЭМП РУ-СВ содержит все перечисленные в статье защиты

Отсечки на СВ не применяют, потому что вряд ли получится отстроить ее по току от отсечек отходящих линий, а так же выдержать коэффициент чувствительности в конце зоны защиты т.е. перед тт отходящей линии, если конечно сборные шины сделаны не из какой-нибудь стали )) ЛЗШ помогает быстро отключить повреждение на шинах. В сетях с напряжением 35 кВ иногда применяется ускоряющаяся отсечка на СВ, но, возможно, это только в старых схемах и в сетях 6 (10) кВ не применяется вовсе

Отсечку не отстраивают от других отсечек. Она отстраивается в основном от бросков тока намагничивания и максимального тока КЗ в конце зоны. А у СВ зона имеет нулевую длину (шины), поэтому токи КЗ в начале и конце зоны одинаковые. Таким образом, отсечку просто нельзя выбрать. А так в целом ответ правильный

Получается по току отстраивают только МТЗ. Хотя логично, зона защиты мтз одного присоединения перекрывает зону мтз другого и для надежности отстраивают ток срабатывания одной мтз от другой, с отсечкой это даже невозможно, спасибо )

Селективность МТЗ обеспечивается выдержкой времени. По току МТЗ смежных участков согласуются по чувствительности, чтобы вышестоящая защита не пустилась без пуска нижестоящей. Если интересна эта тема, то предлагаю посмотреть Курс по МТЗ — https://pro-rza.ru/kursy/videokurs-2-maksimalnaya-tokovaya-zashhi/

Соглашусь с Александром, ТО по своей сути будет не селективно работать по отношению к отходящим фидерам, что бы её сделать селективной, нужно либо увеличить ток срабатывания (уменьшить чувствительность) или сделать выдержку времени ( лишить быстродействия), таким образом встает вопрос «Зачем она нужна?». ЛЗШ и ДгЗ справятся с задачей быстрее и надежнее.

Читайте также  Категории автоматических выключателей а в с d

Интернет форумы — крайне вредная штука! Вопрос поставлен некорректно. Для начала нужно понимать в каком режиме работает сеть.
1. Например при работе подстанции от двух вводов и замкнутом секционном выключателе — возникает КЗ на одной из секций. В этом случае мы делим шины секционным выключателем без выдержки времени (чтобы уменьшить токи КЗ), и только потом разбираемся на какой из шин КЗ.
2. На сборных шинах генераторного напряжения — все то же самое!
3. Например при КЗ на присоединении, подключенному к шинам, отказал основной комплект РЗА вместе с УРОВ и поврежденный участок сети будет отключен последующей защитой. Блокировка местного АВР от последующей защиты невозможна ввиду её удаленности. При снижении напряжения на шинах запустится местный АВР секционным выключателем на КЗ. При включении СВ всегда работает ускорение чувствительной защиты СВ и МТЗ сработает за 0,15..0,2с. То есть с минимальной задержкой времени, необходимой для отстройки от бросков тока намагничивания трансформаторов и броска апериодической составляющей пусковых токов электродвигателей. А вот отсечка в этом случае должна работает без выдержки времени. Поскольку в этом случае нет ни какой разницы: КЗ у нас на шинах, или неотключаемое КЗ за выключателем на присоединении.
С уважением А.Л.Соловьёв

Александр Леонидович, добрый день.
Я рассматривал стандартную распределительную подстанцию 6-10 кВ с базовыми присоединениями — это у есть в первой статье цикла по защитам 6-10 кВ (https://pro-rza.ru/zashhity-tipovyh-prisoedinenij-6-10-kv/). Конечно режимы работы СВ могут быть разными, но мы рассматриваем основной случай, когда СВ разомкнут в нормальном режиме. Кольцевых режимов через СВ в распределительной сети крайне мало, сегодня параллельная работа трансформаторов почти никогда не предусматривается (сами сети против). Шины станций действительно лучше сразу разделять, чтобы уменьшить воздействие на генераторы, но это другая тема.

Что же касается 3 вопроса, то у вас какая-то странная схема, когда СВ есть, а вводных выключателей нет. КЗ на линии, где отказал комплект РЗА, должно отключаться защитой ввода, а не удаленной защитой присоединения. При этом блокировка АВР пройдет в штатном режиме и СВ не включится. Если же у вас вместо выключателей на вводах стоят ВНА, то и АВР по 6(10) кВ делать нельзя, ровно по тем причинам, которые вы описали (нет возможности блокировать АВР при КЗ). В этом случае АВР можно сделать по 0,4 кВ ниже.

1. Во первых — параллельную работу трансформаторов никто не отменял. Действительно, применяется не часто, но применяется при режимах с большой разницей в нагрузках трансформаторов.
2. Хорошо, что про шины генераторного напряжения Вы согласны.
3. Приезжали ко мне слушатели, у которых в схемах: СВ есть, АВР есть, УРОВ есть, на вводах ВНА, а выключатель вводной линии находится за 300 метров.

Поэтому я и начал с того, что: «Для начала нужно понимать в каком режиме работает сеть» потому что универсальных решений в релейной защите на все случаи жизни быть не может.
Поэтому на СВ и применяют терминалы у которых 3…4 группы разных уставок для всех предполагаемых режимов работы сети.

Схемы и случаи бывают разные, это правда. Просто не вижу смысла рассказывать об этом начинающим релейщикам (о чем и написал в первой статье). Им сначала нужно дать общий фундамент, а уж потом смотреть исключения. Если сказать, что есть условные 25 режимов работы СВ и сразу всех их описывать (при том, что первый режим — это 95% всех решений в энергетике), то у читателя будет каша в голове. Но это мой подход и он, конечно, может быть не оптимальным.
Моя аудитория, в основном, именно начинающие специалисты. Для них я и пишу статьи и видео. А опытные спецы и без меня знают, как работает СВ)

В том то всё и дело, что информация для «начинающих». В результате упрощения в вышеприведенных материалах не видна разница между защитами вводного выключателя и секционного. А делительные защиты — тема вообще закрытая для данного форума. 🙂 С уважением А.Л.Соловьёв.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

АВР секционного выключателя

На рис. 8.8 приведена схема АВР на переменном оперативном токе для секционного выключателя подстанции с двумя трансформаторами, питающимися без выключателей на стороне высшего напряжения от двух линий. Секционный выключатель Q3 нормально отключен. Оперативный ток для питания схемы автоматики подается от трансформаторов собственных нужд ТЗ и Т4. Особенностью схемы является то, что при исчезновении напряжения на одной из линий (W1 или W2) устройство АВР включает секционный выключатель Q3, а при восстановлении напряжения на линии автоматически восстанавливает нормальную схему подстанции.

Рис. 8.8. Схемы АВР секционного выключателя на переменном оперативном токе для двухтрансформаторной подстанции, подключенной к линиям электропередачи без выключателей:
а—схема подстанции; б—цепи управления и АВР выключателя Q1; в—цепи управления и АВР выключателя Q3; пунктиром обведены цепи, относящиеся к трансформатору Т2

Пусковым органом схемы автоматики являются реле времени КТ1 и КТ2 типа ЭВ-235, контакты которых КТ1. 2 и КТ2. 2 включены последовательно в цепи YATI. Последовательно с контактами этих реле включен мгновенный контакт реле времени КТЗ. 1 трансформатора Т2, которое контролирует наличие напряжения на этом трансформаторе. Обмотки реле КТ1 и КТ2 включены на разные трансформаторы (ТЗ и TV1), что исключает возможность ложного действия пускового органа в случае неисправности в цепях напряжения. Реле КТ1, подключенное к трансформатору собственных нужд ТЗ, установленному до выключателя трансформатора Т], используется также для контроля за появлением напряжения на Т1 при включении линии W1.

При исчезновении напряжения в результате отключения линии W1 запустятся реле времени КТ1 и КТ2 и разомкнут свои мгновенные контакты КТ1. 1 и КТ2. 1, снимая напряжение с обмотки реле времени КТЗ типа ЭВ-248. Это реле при снятии с его обмотки напряжения мгновенно возвращается в исходное положение, а при подаче напряжения срабатывает с установленной выдержкой времени.

Если действием схемы АПВ линии напряжение на подстанции восстановлено не будет, то с установленной выдержкой времени (большей времени АПВ линии) замкнутся контакты реле времени КТ1.2 и К.Т2.2 и создадут цепь на катушку отключения YAT1 выключателя Q1 трансформатора Т1. При отключении выключателя Q1 замкнется его вспомогательный контакт SQ1.1 (рис. 8.8, в) в цепи катушки включения YAC3 секционного выключателя Q3 через еще замкнутый контакт KQC1. 1 реле однократности включения.

Секционный выключатель включится и подаст напряжение на 1-ю секцию подстанции, при этом подтянется реле времени КТ2, замкнет контакт КТ2.1 и разомкнет К.Т2.2. Реле КТ1 останется без напряжения, поэтому его контакт КТ1. 1 останется разомкнутым, а реле времени КТЗ будет по-прежнему находиться в исходном положении, держа разомкнутыми все свои контакты.

При восстановлении напряжения на линии W1 напряжение появится и на трансформаторе Т1, поскольку его отделитель оставался включенным. Получив напряжение, реле КТ1 подтянется, замкнет контакт КТ1. 1 и разомкнет контакт КТ1.2. При замыкании контакта КТ1. 1 начнет работать реле времени КТЗ, которое своим проскальзывающим контактом КТЗ.2 создаст цепь на включение выключателя Q1, а конечным контактом КТЗ. 3 — цепь на отключение секционного выключателя Q3, при этом автоматически будет восстановлена исходная схема подстанции. Цепь на отключение в рассматриваемом случае секционного выключателя создается лишь при условии, что включен выключатель Q2 трансформатора Т2. Если включение выключателя Q3 будет неуспешным вследствие наличия устойчивого повреждения на 1-й секции, она должна быть выведена в ремонт. После окончания ремонта питание 1-й секции восстанавливается от Т1 или от 2-й секции и она автоматически вводится в работу. Схема автоматики, аналогичная приведенной на рис. 8.8, обеспечивает действие АВР Т2.

| следующая лекция ==>
Назначение и область применения АВР | Пример АВР собственных нужд на основе терминала БМРЗ-100

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

АВР на 2 ввода с секционным выключателем

2021-01-09 Промышленное 7 комментариев

Схема АВР на два ввода от трансформаторных подстанций с секционированием построена на базе автоматических выключателей с мотор-приводами, обеспечивающими автоматическое переключение вводов. В качестве логического устройства, управляющего работой схемы, используется программируемое реле EKF PRO-Relay.

Помимо данных устройств, в работе схемы задействованы реле контроля фаз для контроля фазных напряжений, симметрии и последовательности чередования фаз, автоматы питания цепей управления схемы АВР и мотор-приводов, промежуточное реле, через которое происходит переключение питания цепей управления либо с первого, либо со второго ввода, в зависимости от наличия напряжения на одном из них.

Читайте также  Как подсоединить люстру к двойному выключателю?

Автоматические выключатели оснащаются контактами состояния для сигнализации положения и контактами аварийного срабатывания.

Также в схеме задействованы переключатель выбора режимов работы ручной/автоматический, кнопка сброса ошибки АВР, лампы для индикации работы схемы.

Программируемое реле EKF PRO-Relay

Основное управление логикой работы осуществляется программируемым реле EKF PRO-Relay. Это позволяет добиться более гибкой реализации основных функций системы управления.

В данной схеме программируемое реле контролирует положение автоматических выключателей, обеспечивает включение-выключение вводов, с помощью него задаются и изменяются временные задержки на срабатывание выключателей, выполняются функции диагностики.

Кроме того, в случае необходимости, можно без лишних затрат изменить алгоритм работы схемы АВР, выводить необходимую информацию о работе АВР на верхний уровень по Modbus, правда для этого необходим дополнительный интерфейсный модуль.

В качестве программного обеспечения для PRO-Relay используется PRO-Design. Программу можно бесплатно скачать с официального сайта EKF.

Также для загрузки программы понадобится кабель ILR-ULINK, который необходимо будет приобретать отдельно.

Алгоритм работы схемы АВР

Вводной автомат QF1 питает секцию 1, QF2 питает секцию 2. В нормальном режиме работы каждый из подключенных к АВР потребителей получает питание от своей секции, при этом секционный выключатель находится в выключенном состоянии.

При пропаже питания на первом вводе, второй ввод запитывает, через секционный выключатель, секцию 1 и секцию 2 и соответственно наоборот, при пропаже питания на втором вводе, первый ввод, через секционный выключатель, обеспечивает питание секций 1 и 2.

АВР осуществляет свою работу в автоматическом режиме после подачи питания на программируемое реле согласно заложенному алгоритму, с 5 сек задержкой включения и отключения при пропаже и появления напряжения на одном из вводов и включение и отключение секционного выключателя.

При исчезновении напряжения на вводе 1 контакты реле KSV1 размыкаются, с 5 сек. задержкой подается команда на отключение автоматического выключателя QF1. Через определенный промежуток времени, включается секционный выключатель, при условии что:

  • Отключен вводной автомат QF1
  • Есть напряжение на вводе 2 (контакты реле KSV2 замкнуты)
  • Отсутствует сигнал Блокировка АВР
  • Переключатель выбора режимов работы SA1 в положении авто

При срабатывании выдается световая индикация на двери щита QF1 (Ввод1) – выкл. QF2 (Ввод2) – вкл. QF3 (Секционный) – вкл. Если напряжение на вводе 1 появится раньше, чем истечет время задержки 5 сек, то команда на включение секционного выключателя не подается.

При восстановлении питания на первом вводе подается команда, с задержкой, на отключение секционного выключателя QF3. Затем приходит команда на включение вводного автомата первого ввода.

При восстановлении ввода выдается световая индикация на двери щита QF1 (Ввод1) – вкл. QF2 (Ввод2) – вкл. QF3 (Секционный) – выкл.

При исчезновении напряжения на вводе 2 контакты реле KSV2 размыкаются, подается команда на отключение автоматического выключателя QF2. Весь процесс повторяется аналогично первому вводу.

При пропаже напряжения на обоих вводах контроллер отключается.

Блокировка работы АВР происходит при переключении мотор-приводов автоматических выключателей в ручной режим, при отключении QF1, QF2, QF3 по срабатыванию защиты по сигналу от контакта аварийного состояния, при неисправности блока управления АВР. При этом есть возможность перейти в ручной режим управления.

Сброс (квитирование) аварии осуществляется оператором методом отключения и включения питания контроллера, либо кнопкой на лицевой панели шкафа.

Задействованные входа-выхода программируемого реле

Входы DI

I1 – NO контакт реле контроля фаз KSV1
I2 – NO контакт реле контроля фаз KSV2
I3 – Переключатель SA1 (Ручной- Авто)
I4 – Кнопка SB1 Сброс ошибки (блокировки) АВР
I5 – Контакт состояния включено-выключено (Обозначение на схеме OF) QF1
I6 – Контакт аварийного срабатывания (Обозначение на схеме SY) QF1
I7 – Контакт состояния включено-выключено (Обозначение на схеме OF) QF2
I8 – Контакт аварийного срабатывания (Обозначение на схеме SY) QF2
I9 – Контакт состояния включено-выключено (Обозначение на схеме OF) QF3
IA — Контакт аварийного срабатывания (Обозначение на схеме SY) QF3

Выходы DO

Q1 – Индикация Работа АВР в автоматическом режиме
Q2 — Индикация Работа АВР в ручном режиме
Q3 — Индикация Ошибка работы АВР
Q4 – Отключить мотор привод автоматического выключателя QF1
Q5 – Включить мотор привод автоматического выключателя QF1
Q6 – Отключить мотор привод автоматического выключателя QF2
Q7 – Включить мотор привод автоматического выключателя QF2
Q8 – Отключить мотор привод автоматического выключателя QF3
Q9 – Включить мотор привод автоматического выключателя QF3

Схема АВР — Скачать

Программа — Скачать

Секционный выключатель назначение

На обходном выключателе 110 кВ и выше при наличии шиносоединительного (секционного) выключателя должны быть предусмотрены защиты (используемые при проверке и ремонте защиты, выключателя и трансформаторов тока любого из элементов, присоединенных к шинам);

трехступенчатая дистанционная защита и токовая отсечка от многофазных КЗ;

четырехступенчатая токовая направленная защита нулевой последовательности от замыкания на землю.

При этом на шиносоединительном (секционном) выключателе должны быть предусмотрены защиты (используемые для разделения систем или секций шин при отсутствии УРОВ или выведении его или защиты шин из действия, а также для повышения эффективности дальнего резервирования):

двухступенчатая токовая защита от многофазных КЗ;

трехступенчатая токовая защита нулевой последовательности от замыканий на землю.

Допускается установка более сложных защит на шиносоединительном (секционном) выключателе, если это требуется для повышения эффективности дальнего резервирования.

Рекомендуется предусматривать перевод основных быстродействующих защит линий 110 кВ и выше на обходной выключатель.

На ОВ должен быть предусмотрен комплект ступенчатых защит (дистанционной и токовой направленной нулевой последовательности)

Необходимо использовать возможности микропроцессорных устройств РЗА ОВ по изменению групп установок.

На ШСВ и СВ должна быть предусмотрена ступенчатая защита от междуфазных и от однофазных.

Устройства АПВ должны предусматриваться для быстрого восстановления питания потребителей или межсистемных и внутрисистемных связей путем автоматического включения выключателей, отключенных устройствами релейной защиты.

Должно предусматриваться автоматическое повторное включение: для осуществления АПВ по п. 1-3 должны также предусматриваться устройства АПВ на обходных, шин соединительных и секционных выключателях.

Устройства АВР должны предусматриваться для восстановления питания потребителей путем автоматического присоединения резервного источника питания при отключении рабочего источника питания, приводящим к обесточиванию электроустановок потребителя. Устройства АВР должны предусматриваться также для автоматического включения резервного оборудования при отключении рабочего оборудования, приводящем к нарушению нормального технологического процесса.

Устройства АВР также рекомендуется предусматривать, если при их применении возможно упрощение релейной защиты, снижение токов КЗ и удешевление аппаратуры за счет замены кольцевых сетей радиально-секционированными и т. п.

Устройства АВР могут устанавливаться на трансформаторах, линиях, секционных ишиносоединительных выключателях, электродвигателях и т. п.

На ОВ должен быть предусмотрен АПВ для переводимых на ОВ присоединений, аналогичный комплекту, используемому в нормальном режиме эксплуатации присоединения, а также УРОВ ОВ.

На ШСВ (СВ) должно быть предусмотрено однократное АПВ.

Для защиты ОВ используем комплект ШЭ2607 016 производства НПП «Экра». Шкаф предназначен для управления и защиты ОВ.

Таблица 5.6 — Виды защит на ОВ 110 кВ

Виды защит по нормативным документам

дистанционная защита (ДЗ)

2) четырехступенчатая токовая направленная защита нулевой последовательности (ТНЗНП)

3) токовая отсечку (ТО)

1) трехступенчатая дистанционная

2) четырехступенчатая токовая направленная защита нулевой последовательности (ТНЗНП)

3) токовая отсечка (ТО)

4) автоматика разгрузки при перегрузке по току (АРПТ)

дистанционная защита (ДЗ)

2) четырехступенчатая токовая направленная защита нулевой последовательности (ТНЗНП)

3) токовая отсечка (ТО)

Для защиты ШСВ и СВ используем комплект ШЭ2607 015 производства НПП «Экра». Шкаф предназначен для управления и защиты ШСВ и СВ.

Таблица 5.7 — Виды защит на ШСВ и СВ 110 кВ

Виды защит по нормативным документам

1) двухступенчатая максимальная токовая защита (МТЗ) от многофазных КЗ

2) трехступенчатая токовая ненаправленная защита нулевой последовательности (ТЗНП) от КЗ на землю

1) максимальная токовая защита (МТЗ) от междуфазных КЗ

2) токовая ненаправленная защита нулевой последовательности (ТЗНП) от КЗ на землю

1) двухступенчатая максимальная токовая защита (МТЗ) от многофазных КЗ

2) трехступенчатая токовая ненаправленная защита нулевой последовательности (ТЗНП) от КЗ на землю

Устройство для автоматического включения секционного выключателя

Автoры: Федoтoв Владимир Павлoвич, Федoтoва Лидия Адамoвна.

Изoбретение oтнocитcя к oблаcти электрoтехники и мoжет быть иcпoльзoванo в уcтрoйcтвах для автoматичеcкoгo включения резервного питания и оборудования (АВР). Техничеcкий результат заключаетcя в повышении удобcтва экcплуатации и надежноcти дейcтвия уcтройcтва АВР. В уcтройcтво для автоматичеcкого включения cекционного выключателя иcпользуется промежуточное реле без замедления при возврате, а однократность действия обеспечивается созданием цепи самоудержания этого реле до момента включения секционного выключателя и размыкания его вспомогательного контакта. При этом отпадает необходимость в настройке реле на требуемое время возврата его в исходное состояние и, следовательно, исключаются отказ или излишнее срабатывание устройства АВР из-за неправильного выбора времени возврата или неправильной настройки реле. Изобретение относится к устройствам для автоматического включения резервного питания и оборудования (АВР) и предназначено для автоматического включения секционных выключателей.

Читайте также  Стандартная высота выключателя от пола

Известны устройства для автоматического включения секционного выключателя, обеспечивающие его автоматическое включение при отключении выключателя ввода питания на секцию сборных шин по любой причине [1, с.132, рис.2-6; 2, с.369, рис.11.1]. Такие устройства обеспечивают однократность включения секционного выключателя применением специального реле однократности действия, в качестве которого используется промежуточное реле с замедлением при возврате.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для автоматического включения секционного выключателя двухстороннего действия [3, с.366, рис.10.15], содержащее промежуточное реле с замедлением при возврате, у которого используется замыкающий контакт, вспомогательные замыкающие контакты (блок-контакты) выключателей ввода питания на секции сборных шин, вспомогательный размыкающий контакт (блок-контакт) секционного выключателя и электромагнит включения секционного выключателя.

Время возврата реле однократности действия и размыкания его контакта в цепи электромагнита включения секционного выключателя выбирается так, чтобы оно с некоторым запасом превышало время включения секционного выключателя. При этом оно должно обеспечивать надежное включение секционного выключателя от устройства АВР и исключать возможность его повторного включения после отключения от релейной защиты в случае устойчивого короткого замыкания (КЗ) на секции сборных шин. Поэтому к моменту отключения секционного выключателя действием релейной защиты в случае устойчивого КЗ на секции сборных шин цепь его электромагнита включения должна быть разомкнута контактом реле однократности действия.

Величина времени возврата реле однократности действия в каждом конкретном случае зависит от времени включения секционного выключателя и от времени действия его релейной защиты и, следовательно, изменяется при изменении их значений. Это требует соответствующей настройки устройств АВР в процессе их эксплуатации, т.к. заниженное значение времени возврата реле однократности действия вызовет отказ в действии устройства АВР, а завышенное значение приведет к повторному включению секционного выключателя на устойчивое КЗ на сборных шинах.

Задачей изобретения является повышение удобства эксплуатации и надежности действия устройства АВР секционного выключателя.

Указанная задача достигается тем, что устройство для автоматического включения секционного выключателя, содержащее замыкающие и размыкающие вспомогательные контакты выключателей ввода питания на первую и вторую секцию сборных шин, обмотку и замыкающий контакт промежуточного реле, размыкающий вспомогательный контакт секционного выключателя и обмотку электромагнита включения секционного выключателя, причем первый вывод обмотки промежуточного реле через последовательно соединенные между собой замыкающие вспомогательные контакты выключателей ввода питания на первую и вторую секции сборных шин связан с положительным полюсом источника оперативного тока, который через замыкающий контакт промежуточного реле подключен к параллельно соединенным между собой размыкающими вспомогательными контактами выключателей ввода питания на первую и вторую секции сборных шин, отличается тем, что в качестве промежуточного реле используется реле без замедлением при возврате, первый вывод обмотки которого через замыкающий контакт этого же реле связан с положительным полюсом источника оперативного тока, а через параллельно соединенные между собой размыкающие вспомогательные контакты выключателей вводов на первую и вторую секции сборных шин подключен к первому выводу обмотки электромагнита включения секционного выключателя, а отрицательный полюс источника оперативного тока через размыкающий вспомогательный контакт секционного выключателя связан со вторым выводом обмотки промежуточного реле и со вторым выводом обмотки электромагнита включения секционного выключателя.

Сущность изобретения заключается в следующем. На фиг.1 приведена схема электроустановки, на секционном выключателе которой используется устройство АВР. Схема содержит трансформаторы 1 и 2, выключатели трансформатора 1 со стороны источника питания 3 и на вводе на секцию сборных шин 4, выключатели трансформатора 2 со стороны источника питания 5 и на вводе на секцию сборных шин 6, а также секционный выключатель 7.

На фиг.2 показана схема устройства АВР секционного выключателя. Устройство содержит замыкающий 4.1 и размыкающий 4.2 вспомогательные контакты выключателя ввода питания на первую секцию сборных шин 4, замыкающий 6.1 и размыкающий 6.2 вспомогательные контакты выключателя ввода питания на вторую секцию сборных шин 6, размыкающий вспомогательный контакт 7.1 секционного выключателя 7, обмотку 8 и замыкающий контакт 8.1 промежуточного реле, обмотку электромагнита включения 9 секционного выключателя 7, положительный 10 и отрицательный 11 полюсы источника оперативного тока. Положительный полюс 10 источника оперативного тока через последовательно соединенные между собой замыкающие вспомогательные контакты 4.1 и 6.1 выключателей 4 и 6 и параллельно включенный им замыкающий контакт 8.1 промежуточного реле связан с первым выводом обмотки 8 промежуточного реле, который через параллельно соединенные между собой размыкающие вспомогательные контакты 4.2 и 6.2 выключателей 4 и 6 подключен к первому выводу обмотки электромагнита включения 9 секционного выключателя 7, а вторые выводы обмоток промежуточного реле 8 и электромагнита включения 9 через размыкающий контакт 7.1 секционного выключателя 7 связан с отрицательным полюсом 11 источника оперативного тока.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме в работе находятся оба трансформатора, а секционный выключатель 7 отключен. В результате включенного состояния выключателей 4 и 6 их вспомогательные контакты 4.1 и 6.1 замкнуты, замкнут и вспомогательный контакт 7.1 секционного выключателя 7. Через обмотку 8 промежуточного реле протекает ток. Промежуточное реле находится в сработанном состоянии, и его контакт 8.1 в цепи самоудерживания замкнут. Вспомогательные контакты 4.2 и 6.2 выключателей 4 и 6 разомкнуты, ток через обмотку электромагнита включения 9 секционного выключателя 7 не протекает.

При отключении по любой причине выключателя 4 ввода питания на первую секцию сборных шин размыкается его вспомогательный контакт 4.1 в цепи питания обмотки 8 промежуточного реле и замыкается вспомогательный контакт 4.2 в цепи обмотки электромагнита включения 8 секционного выключателя 7. Через замкнутый контакт 8.1 промежуточного реле, замкнувшийся вспомогательный контакт 4.2 выключателя 4 и замкнутый вспомогательный контакт 7.1 через обмотку электромагнита включения 9 секционного выключателя 7 начинает протекать ток. При этом промежуточное реле удерживается в сработанном состоянии через свой замыкающий контакт 8.1. Происходит включение секционного выключателя 7, в результате чего размыкается его вспомогательный контакт 7.1. Теряют питание обмотка 8 промежуточного реле и обмотка электромагнита включения 9 секционного выключателя 7. Размыкается контакт 8.1 в цепи самоудерживания промежуточного реле.

В случае включения секционного выключателя 7 на устойчивое КЗ на первой секции сборных шин он будет отключен действием его релейной защиты. Вспомогательный контакт 7.1 секционного выключателя 7 замкнется, но повторное действие устройства АВР на его включение не произойдет, т.к. цепь питания электромагнита включения 9 будет разомкнута контактом 8.1 промежуточного реле и вспомогательным контактом 4.1 выключателя 4 ввода на первую секцию сборных шин.

Аналогично работает устройство АВР при отключении по любой причине выключателя 6 ввода питания на вторую секцию сборных шин. Отличие заключается только в том, что в этом случае размыкается вспомогательный контакт 6.1 и замыкается вспомогательный контакт 6.2 выключателя 6.

Таким образом предлагаемое устройство АВР обеспечивает однократность включения секционного выключателя благодаря созданию цепи самоудерживания промежуточного реле без замедления при возврате. Отсутствие выдержки времени повышает удобство эксплуатации и надежность действия устройства АВР.

При необходимости предлагаемое устройство для автоматического включения секционного выключателя может иметь пусковые органы напряжения и частоты, которые выполняются аналогично существующим устройствам АВР [3]. Оно может использоваться и при питании секций сборных шин от линий электропередач при их раздельной работе в нормальном режиме.

1. Беркович М.А., Семенов В.А. Основы автоматики энергосистем. М.: Энергия, 1968.

2. Барзам А.Б. Системная автоматика. М.: Энергоатомиздат, 1989.

3. Андреев В.А. Релейная защита и автоматика систем энергоснабжения. М.: Высш. шк., 2006.

Устройство для автоматического включения секционного выключателя, содержащее замыкающие и размыкающие вспомогательные контакты выключателей ввода питания на первую и вторую секцию сборных шин, обмотку и замыкающий контакт промежуточного реле, размыкающий вспомогательный контакт секционного выключателя и обмотку электромагнита включения секционного выключателя, причем первый вывод обмотки промежуточного реле через последовательно соединенные между собой замыкающие вспомогательные контакты выключателей ввода питания на первую и вторую секции сборных шин связан с положительным полюсом источника оперативного тока, который через замыкающий контакт промежуточного реле подключен к параллельно соединенным между собой размыкающими вспомогательными контактами выключателей ввода питания на первую и вторую секции сборных шин, отличающееся тем, что в качестве промежуточного реле используется реле без замедления при возврате, первый вывод обмотки которого через замыкающий контакт этого же реле связан с положительным полюсом источника оперативного тока, а через параллельно соединенные между собой размыкающие вспомогательные контакты выключателей вводов на первую и вторую секцию сборных шин подключен к первому выводу обмотки электромагнита включения секционного выключателя, а отрицательный полюс источника оперативного тока через размыкающий вспомогательный контакт секционного выключателя связан со вторым выводом обмотки промежуточного реле и со вторым выводом обмотки электромагнита включения секционного выключателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: